9
активно формируется модель предпринимательского университета,
когда вузы должны развиваться как предприятия по оказанию образо-
вательных услуг. С другой стороны, государственный подход подра-
зумевает сохранение государственного финансирования высшего об-
разования и образовательные стандарты.
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В педагогической литературе существует большое количество раз-
нообразных трактовок того, из каких компонентов состоит педагоги-
ческая система. Однозначного определения того, что же такое педаго-
гическая система также не существует. Общим во всех определени-
ях является то, что педагогическая система – это совокупность взаи-
мосвязанных и взаимовлияющих друг на друга компонентов, направ-
ленных на реализацию поставленной образовательной цели. Основ-
ными свойствами педагогической системы, как и любой другой си-
стемы, являются целостность, единство, структурированность, адап-
тивность. Ниже представлены основные компоненты педагогической
системы [3]:
1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной инфор-
мации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педаго-
гической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) об-
учающийся (О)/(учащийся) (У). Как всякая большая система, она ха-
рактеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных
и пр.) (рис. 1).
Рис. 1.
Педагогическая система по Н. В. Кузьминой
Цель одновременно является ожидаемым результатом обучения,
на достижение которого в идеале направлены совместные усилия пре-
подавателя и обучающегося. Максимальному достижению цели долж-
ны способствовать грамотно выбранные содержание, методы и сред-
ства обучения.