Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 106 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 106 Next Page
Page Background

9

активно формируется модель предпринимательского университета,

когда вузы должны развиваться как предприятия по оказанию образо-

вательных услуг. С другой стороны, государственный подход подра-

зумевает сохранение государственного финансирования высшего об-

разования и образовательные стандарты.

КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В педагогической литературе существует большое количество раз-

нообразных трактовок того, из каких компонентов состоит педагоги-

ческая система. Однозначного определения того, что же такое педаго-

гическая система также не существует. Общим во всех определени-

ях является то, что педагогическая система – это совокупность взаи-

мосвязанных и взаимовлияющих друг на друга компонентов, направ-

ленных на реализацию поставленной образовательной цели. Основ-

ными свойствами педагогической системы, как и любой другой си-

стемы, являются целостность, единство, структурированность, адап-

тивность. Ниже представлены основные компоненты педагогической

системы [3]:

1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной инфор-

мации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педаго-

гической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) об-

учающийся (О)/(учащийся) (У). Как всякая большая система, она ха-

рактеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных

и пр.) (рис. 1).

Рис. 1.

Педагогическая система по Н. В. Кузьминой

Цель одновременно является ожидаемым результатом обучения,

на достижение которого в идеале направлены совместные усилия пре-

подавателя и обучающегося. Максимальному достижению цели долж-

ны способствовать грамотно выбранные содержание, методы и сред-

ства обучения.