5
Лекция 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ПРОЦЕСС
ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из характерных особенностей педагогической науки явля-
ется так называемая терминологическая дисперсия, т. е. расхождение
в определениях одних и тех же понятий. В том числе и для термина
«образование» существует огромное количество разнообразных трак-
товок. Поэтому очень важно определиться с тем, что же понимается
под термином «образование». Чаще всего используются два опреде-
ления, так как с одной стороны образование – это система, а с другой
стороны образование – это процесс.
Образование как система
Если мы говорим об образовании как о системе, то в этой системе со-
гласно действующему Федеральному закону «Об образовании в Россий-
ской Федерации»
N
273‑ФЗ существуют следующие компоненты [1]:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и феде-
ральные государственные требования, образовательные стандарты, образо-
вательные программы различных видов, уровней и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность
педагогических работников, обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие го-
сударственное управление в сфере образования, и органы местного
самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,
созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной
деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объедине-
ний, общественные объединения, осуществляющие деятельность
в сфере образования.
В настоящее время система высшего образования РФ включает
в себя три уровня [4], каждый из которых подразумевает отдельные
федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
и самостоятельную итоговую аттестацию:
• высшее образование – бакалавриат;
• высшее образование – специалитет, магистратура;
• высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.