Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 106 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 106 Next Page
Page Background

5

Лекция 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ПРОЦЕСС

ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из характерных особенностей педагогической науки явля-

ется так называемая терминологическая дисперсия, т. е. расхождение

в определениях одних и тех же понятий. В том числе и для термина

«образование» существует огромное количество разнообразных трак-

товок. Поэтому очень важно определиться с тем, что же понимается

под термином «образование». Чаще всего используются два опреде-

ления, так как с одной стороны образование – это система, а с другой

стороны образование – это процесс.

Образование как система

Если мы говорим об образовании как о системе, то в этой системе со-

гласно действующему Федеральному закону «Об образовании в Россий-

ской Федерации»

N

273‑ФЗ существуют следующие компоненты [1]:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и феде-

ральные государственные требования, образовательные стандарты, образо-

вательные программы различных видов, уровней и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность

педагогических работников, обучающихся и родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государствен-

ной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие го-

сударственное управление в сфере образования, и органы местного

самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,

созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной

деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объедине-

ний, общественные объединения, осуществляющие деятельность

в сфере образования.

В настоящее время система высшего образования РФ включает

в себя три уровня [4], каждый из которых подразумевает отдельные

федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

и самостоятельную итоговую аттестацию:

• высшее образование – бакалавриат;

• высшее образование – специалитет, магистратура;

• высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.