3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Приоритетной задачей высшего образования сегодня является подго-
товка специалиста, способного к постоянному профессиональному ро-
сту. Важнейшим условием для профессионального совершенствования
служат фундаментальные образовательные компетенции, в т. ч. «готов-
ность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использова-
нию творческого потенциала».
Формирование указанной компетенции в значительной степени воз-
лагается на гуманитарные дисциплины, такие как философия, история
и др. Данные дисциплины имеют колоссальные возможности для разви-
тия научного мышления будущего врача, дают навыки исследователь-
ской работы, вооружают методами научного познания, позволяют рас-
крыть творческие способности. Именно эти качества необходимы специ-
алисту в его самостоятельной образовательной и научной деятельности,
служат профессиональному самосовершенствованию.
В связи с этим первостепенная задача преподавания истории – форми-
рование научного исторического мышления, базовыми критериями кото-
рого являются:
▪ знание основ теории и методологии исторического познания, разви-
тие логического мышления, умение анализировать, систематизировать
изучаемые факты и явления, делать самостоятельные выводы;
▪ умение использовать разноплановые исторические источники, да-
вать им критическую оценку, вести поисковую деятельность;
▪ знание основных закономерностей и тенденций мирового историче-
ского процесса; понимание места и роли России в истории человечества
и в современном мире.
Данное пособие адресовано студентам-медикам, изучающим историю
России с элементами мировой истории.
Его основные задачи:
Обучение.
Структура пособия включает десять тем. Внутри каждой
темы задания составлены по проблемно-хронологическому принципу,
что позволяет понять и усвоить логику исторического развития, про-
следить причинно-следственные связи, выявить синхронные процессы
в отечественной и мировой истории. Последовательно выполняя зада-
ния по каждой теме, студент не только изучает факты, события, явления,
но и учится их анализировать, критически осмысливать, осваивает мето-
ды исторической науки.