5
роль и общих индукторов развития (женские половые гормоны, глю-
кокортикоиды и т. д.), влияющих на дифференцировку нервных цен-
тров. Большую роль в онтогенезе играет взаимная индукция нейро-
нов и контролируемых ими органов.
Серьезное значение в развитии нервной системы играет направлен-
ная миграция клеток. Контролируют эту функцию хемотаксические
факторы (вещества, стимулирующие движение клеток в сторону их
высокой концентрации),
хемоаттрактанты
(факторы адгезии, сце-
пляясь с которыми клетки нервной ткани мигрируют в том или ином
направлении) и
хеморепелленты
(химические соединения, блокирую-
щие миграцию в направлении их высокой концентрации).
Нейротрофические взаимодействия связаны с расположением
нейронов, удаленностью их от источников трофического обеспечения
и состояния метаболизма, ионного обмена и газообмена. Нейронов
в эмбриогенезе закладывается гораздо больше, чем их можно найти
в зрелом мозге. Значительная их часть гибнет. Эта гибель осуществля-
ет отбор наиболее удачно функционирующих клеток, формируя более
устойчивую (стабильную) нервную систему.
Формирование центральной нервной системы.
В конце перио-
да закладки осевых зачатков органов (нотогенеза) к 21 суткам нерв-
ная трубка, погружаясь в мезодерму зародыша, отделяется от вторич-
ной эктодермы. На концах трубки сохраняются два нейропора (отвер-
стия) – передний и задний, которые продолжают связывать ее с экто-
дермой. К 24–25 суткам происходит закрытие нейропоров и оконча-
тельное отделение закладки центральной нервной системы от форми-
рующихся кожных покровов. Головной конец нервной трубки расши-
ряется, и из него начинают развиваться мозговые пузыри – закладка
головного мозга (рис. 1.1), а из оставшейся части, сохраняющей фор-
му полой трубки, затем развивается спинной мозг. На четвертой неде-
ле эмбриогенеза головной мозг представлен тремя пузырями. В те-
чение пятой недели эмбриогенеза первый и третий мозговые пузы-
ри разделяются дополнительными бороздами на вторичные пузыри,
в результате образуется 5 мозговых пузырей. Из первого пузыря обра-
зуются большие полушария головного мозга, из второго – промежу-
точный мозг, который в процессе развития дифференцируется на та-
ламус и гипоталамус. Из оставшихся пузырей формируются мозговой