11
тах фактических величин от должных, а также заключение о типе на-
рушения ЛВ, если таковой зафиксирован прибором. Все это в боль-
шой степени облегчает и ускоряет процедуру исследования ЛВ.
Спирограмма –
графическая регистрация изменений объёма лег-
ких во время дыхания (Приложение 1).
Последовательность дыхательных маневров во время исследова-
ния легочной вентиляции.
Согласно инструкции, после ввода в аппа-
рат данных о росте, возрасте и массе тела пациента, температуры, ат-
мосферного давления и влажности воздуха на экране монитора появля-
ется изображение координат. Дыхательные пути пациента подключают
к аппарату посредством загубника. Для предотвращения утечки воз-
духа применяют носовой зажим. С целью адаптации дыхания пациент
делает 2–3 спокойных вдоха и выдоха в аппарат. Потом пациенту пред-
лагают сделать предельно возможный спокойный выдох, а затем сде-
лать спокойный максимально глубокий вдох до предела.
И далее, по команде медсестры пациент выдыхает воздух мак-
симально быстро, энергично до предела (форсированный выдох),
что составляет маневр ДЖЕЛ. Следует стремиться, чтобы макси-
мальное усилие было достигнуто в начале форсированного выдо-
ха и поддерживалось до его конца. Длительность форсированного
выдоха должна быть не менее 6 с у здоровых и 10 с у больных с об-
структивными изменениями в легких. Медсестра должна обратить
внимание на качество выполнения дыхательных маневров. Обычно
запись показателей ЛВ повторяют 2–3 раза, причем они не должны
разниться на величину более 5%. При выполнении каждого дыха-
тельного маневра на экране монитора и параллельно на бумаге, как
показано на рис. 1.2, вырисовываются огибающие кривые «поток –
объем» (КПО), в том числе и ФЖЕЛ выдоха (на рисунке обозначена
жирной линией).
На КПО фиксируются зна-
чения максимальной объемной
скорости (МОС) ЛВ, достигну-
тые в одной из 2–3 попыток вы-
полнения теста. Следователь-
но, в любой произвольно взя-
той точке на КПО зафиксиро-
вана МОС воздушной струи.
Рис. 1.2.
Конфигурация КПО с наи-
большим прогибом у здорового человека