12
Во время выполнения дыхательных маневров аппарат автоматиче-
ски измеряет и спирометрические показатели (ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ДО, РО
вд
,
РО
выд
), вычисляет ИТ.
Если у исследуемого нет нарушения ЛВ, то конфигурация КПО
с горизонтальной линией ФЖЕЛ имеет форму почти правильного тре-
угольника. В некоторых случаях у здоровых людей возможен неболь-
шой прогиб КПО вниз после ПОС (см. рис 1.2).
Характеристика кривых «поток-время» ДЖЕЛ.
На рис. 1.3 пока-
зано, что по оси абсцисс откладывается объем (в л) ДЖЕЛвыд, при-
нимаемый за 100%, а по оси ординат – поток в л/с. В начале форси-
рованного выдоха наступает быстрое нарастание объемной скорости
воздушного потока, которая в течение сотых долей секунды достигает
пикового значения, обозначаемого ПОС. В момент достижения ПОС
воздушного потока вступает в действие механизм ограничения его (су-
жение бронхов из-за уменьшающейся эластической их растяжки и по-
вышения ВГД). Поэтому, несмотря на максимально прилагаемое уси-
лие в течение форсированного выдоха, объемная скорость воздушной
струи будет постепенно уменьшаться. Следовательно, послепиковая
нисходящая часть КПО отражает постепенно уменьшающуюся прохо-
димость дыхательных путей и состояние эластичности легочной ткани.
Различные участки КПО имеют следующие характеристики:
• время от начала выдоха до достижения ПОС (в норме меньше
0,1 с);
• объем воздуха, выдохнутый до достижения ПОС, который обо-
значают ОПОС (в норме не более 20% ПОС). Отношение ПОС/ОПОС
в норме должно быть не менее 20/1. Уменьшение ПОС/ОПОС харак-
терно для рестриктивного типа нарушения ЛВ. При обструктивном
типе уменьшается только ПОС;
• послепиковая нисходящая часть КПО плавно, почти прямоли-
нейно, опускается к окончанию ФЖЕЛ. Аппарат так сконструиро-
ван, что автоматически измеря-
ет и фиксирует на бумаге мак-
симальную объемную скорость
(МОС) на уровне выдоха 25%
(МОС√25), 50% (МОС√50),
75% (МОС√75), 85% (МОС√85)
ФЖЕЛ, а также среднюю
Рис. 1.3.
Кривые «поток-объем»