4
• методику промывания желудка, показания и противопоказания;
• методику желудочного зондирования, показания и противопока‑
зания, подготовку больного к процедуре;
• методику дуоденального зондирования, показания и противопо‑
казания, подготовку больного к процедуре;
• методику катетеризации мочевого пузыря, показания и противо‑
показания, подготовку больного к процедуре;
• методику постановки клизм (очистительной, сифонной и т. д.),
показания и противопоказания, подготовку больного к процедуре;
• основные симптомы заболеваний органов дыхания, особенности
ухода за больными с патологией органов дыхания;
• основные симптомы заболеваний органов кровообращения, осо‑
бенности ухода за больными с патологией органов кровообращения;
• основные симптомы заболеваний органов пищеварения, особенно‑
сти ухода за больными с патологией органов пищеварительной системы;
• основные симптомы заболеваний органов мочевыделения, осо‑
бенности ухода за больными с заболеваниями органов мочевыдели‑
тельной системы;
• особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и стар‑
ческого возраста с заболеваниями органов дыхания, кровообращения,
пищеварительной и мочевыделительной системы.
Студент должен уметь:
• определить рост и массу пациента;
• транспортировать больного на кресле-каталке, на носилках-
каталке и вручную (на носилках);
• сменить нательное и постельное белье тяжелобольному, подать
судно, подмыть больного;
• закапывать капли в глаза и в уши, промывать глаза;
• составлять порционное требование, обучать пациента принци‑
пам рационального и лечебного питания;
• измерить температуру тела и регистрировать данные измерения
в температурном листе;
• поставить банки, горчичники, наложить согревающий компресс,
применить грелку, пузырь со льдом, поставить пиявки и снять их;
• проводить втирание, растирание, смазывание кожи лекарствен‑
ным средством;