13
дальше. Психофармакология, опираю‑
щаяся на клинический подход, стано‑
вится уже клинической психофарма‑
котерапией. Указанный подход позво‑
лил досконально исследовать статику
и динамику существующих психиче‑
ских заболеваний. Так, школой акаде‑
мика А. В. Снежневского (1904–1987)
была подробно изучена клиника и те‑
чение шизофрении, создана современ‑
ная классификация этого заболевания.
Основные достижения психиа‑
трии ХХ века, отмеченные академи‑
ком Анатолием Болеславовичем Сму‑
левичем: 1) формирование клиниче‑
ской психиатрии и выделение отдель‑
ных нозологических форм; 2) изучение распространенности основ‑
ных психических заболеваний; 3) разработка методов терапии, в т. ч.,
общебиологического воздействия, психофармакотерапии, психотера‑
пии; 4) внедрение методов биологических исследований этиопатоге‑
неза (ЭЭГ, биохимических, иммунологических и др.); 5) применение
методов компьютерного анализа функций и структуры мозга.
Задачи психиатрии ХХI века соответственно являются: 1) дальней‑
шее развитие психопатологии и клинической психиатрии; 2) изучение
динамики показателей численности больных (тенденции распростра‑
ненности болезней в XXI в.); 3) совершенствование терапии; 4) иссле‑
дование этиопатогенеза; 5) внедрение новейших технологий в клини‑
ческую и научную психиатрию.
Контрольные вопросы
1. Основные достижения научной и практической психиатрии в ХХ веке.
2. Понятие здоровья, нормы и патологии в психиатрии.
3. Факторы риска возникновения психических заболеваний.
4. Понятие о психогигиене и психопрофилактике.
5. Основные этапы развития психиатрии.
6. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании».
7. Методы обследования, применяемые в психиатрии.
8. Использование лабораторных, инструментальных и психологических
методов, их диагностические возможности.
Рис. 14. Сергей Сергеевич Корсаков
(1854–1900)