14
Лекция 2. ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Восприятие – процесс психического отражения мира в единстве
его внешних свойств и качеств. Восприятие состоит из комплекса
ощущений и представлений.
Ощущение – отражение отдельного свойства (качества) мира. Про‑
стейшая классификация ощущений связана с органами чувств. Вы‑
деляют зрительные ощущения (яркость, цвет, удаленность); слуховые
(громкость, высота, тембр); тактильные (плотность, давление, темпе‑
ратура); обонятельные (интенсивность запаха и его спектр); вкусовые
(интенсивность вкуса и его разновидность.
Интероцептивные ощущения (из внутренней среды организма) де‑
лятся на проприоцептивные (суставно-мышечные) и чувствования,
идущие от внутренних органов (боль, давление, спазмирование, рас‑
пирание и пр.), в т. ч. смутные недифференцированные переживания
комфорта или дискомфорта.
Активная работа анализаторов по связыванию комплекса ощущений
в единое восприятие называется сенсорным синтезом. Считается, что
сенсорный синтез протекает в зонах максимального перекрытия корко‑
вых концов анализаторов в височно-теменно-затылочной области.
Представление – след в памяти прошлого восприятия. Представ‑
ления связаны с видами памяти и бывают образными, эмоциональ‑
ными и двигательно-кинестетическими. Представления достраивают
воспринимаемый образ до единого целого (дополняют недостающие
детали), делают объект узнаваемым, связывают восприятие с други‑
ми психическими функциями. Известный петербургский психиатр
Виктор Хрисанфович Кандинский (1889) указывал, что представле‑
ния можно сравнить с «призраками», которых никто не видел, но лю‑
бой может представить в соответствии со своими способностями к во‑
ображению. У представления нет полноценного ощущения предмет‑
ности, его переживание эмоционально иначе окрашено: представле‑
ние не дает чувства объективной действительности.
Таким образом, восприятие является довольно сложным психиче‑
ским актом, включающим не только ощущение физикальности (т. е.
физических свойств воспринимаемого явления), но и понимание (ин‑
теллектуальную оценку этих физических свойств, явления в целом
и в контексте ситуации) и эмоциональную окраску воспринимаемого
образа (отношение к нему).