34
Лекция 4. ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
Мышление – обобщенное опосредованное отражение наиболее су‑
щественных признаков предметов и явлений, а так же связей между
ними (познание мира в его существенных проявлениях). Результат
мышления непосредственно не дан, он опосредован мыслительными
операциями, к которым относят анализ, синтез, сравнение, обобще‑
ние, классификацию и др. Мыслительные операции протекают во вто‑
рой сигнальной системе, включающей кору лобных и височных долей
головного мозга. В результате мыслительных операций формируются
понятия. Каждое понятие – это выраженное словом существенное ка‑
чество предмета или явления. Вывод, сделанный в результате опери‑
рования понятиями, называется суждением. Результатом оперирова‑
ния суждениями будет появление умозаключений – выводов, которые
в непосредственном наглядном виде не даны.
В онтогенезе первоначально появляется наглядно-действенное
мышление (результат непосредственного действия, проб и ошибок,
«мышление спомощьюрук»). Далееформируется образноемышление
(результат оперирования образами-представлениями, внутренними
«картинками»). Абстрактно-логическое мышление (оперирование
абстракциями, т. е. моделями образов) требует уже специального на‑
учения и возникает при помощи соответствующего школьного об‑
разования. У взрослого человека задействованы все указанные виды
мышления.
Мышление здорового человека имеет четыре особенности.
Во‑первых, оно протекает в адекватном, привычном для индиви‑
да (с учетом имеющейся стандартной ситуации) темпе. Во‑вторых,
оно всегда целенаправленно, т. е. подчиняется законам волевой де‑
ятельности (мышление – это решение задач). В‑третьих, мышление
здорового человека стремится быть логичным и последовательным.
В‑четвертых, мышление всегда реалистично, т. е. проверяется практи‑
кой. Против этих четырех особенностей и грешат искажения мышле‑
ния в психопатологии.
Принято выделять количественные и качественные нарушения
мышления. Первые также называют нарушениями мышления по фор‑
ме (т. е. «формальными») или ассоциативными расстройствами. Вто‑
рые – нарушениями мышления по содержанию.