Table of Contents Table of Contents
Previous Page  36 / 178 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 36 / 178 Next Page
Page Background

34

Лекция 4. ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

Мышление – обобщенное опосредованное отражение наиболее су‑

щественных признаков предметов и явлений, а так же связей между

ними (познание мира в его существенных проявлениях). Результат

мышления непосредственно не дан, он опосредован мыслительными

операциями, к которым относят анализ, синтез, сравнение, обобще‑

ние, классификацию и др. Мыслительные операции протекают во вто‑

рой сигнальной системе, включающей кору лобных и височных долей

головного мозга. В результате мыслительных операций формируются

понятия. Каждое понятие – это выраженное словом существенное ка‑

чество предмета или явления. Вывод, сделанный в результате опери‑

рования понятиями, называется суждением. Результатом оперирова‑

ния суждениями будет появление умозаключений – выводов, которые

в непосредственном наглядном виде не даны.

В онтогенезе первоначально появляется наглядно-действенное

мышление (результат непосредственного действия, проб и ошибок,

«мышление спомощьюрук»). Далееформируется образноемышление 

(результат оперирования образами-представлениями, внутренними

«картинками»). Абстрактно-логическое мышление (оперирование

абстракциями, т. е. моделями образов) требует уже специального на‑

учения и возникает при помощи соответствующего школьного об‑

разования. У взрослого человека задействованы все указанные виды

мышления.

Мышление здорового человека имеет четыре особенности.

Во‑первых, оно протекает в адекватном, привычном для индиви‑

да (с учетом имеющейся стандартной ситуации) темпе. Во‑вторых,

оно всегда целенаправленно, т. е. подчиняется законам волевой де‑

ятельности (мышление – это решение задач). В‑третьих, мышление

здорового человека стремится быть логичным и последовательным.

В‑четвертых, мышление всегда реалистично, т. е. проверяется практи‑

кой. Против этих четырех особенностей и грешат искажения мышле‑

ния в психопатологии.

Принято выделять количественные и качественные нарушения

мышления. Первые также называют нарушениями мышления по фор‑

ме (т. е. «формальными») или ассоциативными расстройствами. Вто‑

рые – нарушениями мышления по содержанию.