Table of Contents Table of Contents
Previous Page  68 / 178 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 68 / 178 Next Page
Page Background

66

Лекция 7. ПСИХОПАТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Сознание – интегративная психическая функция, определяющая

возможность понимать себя и окружающий мир. Сознание являет‑

ся результатом слаженной работы (синтеза) всех сфер психики (вос‑

приятия, мышления, памяти, интеллекта, эмоций, воли, внимания,

воображения).

Развитие сознания в онтогенезе профессор Геннадий Константино‑

вич Ушаков

(рис. 55) представлял в виде пяти периодов.

Первый период – бодрствующего сознания – длится от момента

рождения до 1 года. О ясном сознании можно судить по наличию пери‑

одов сна и бодрствования с соответствующей рефлекторной деятель‑

ностью. Второй период (от 1 года до 3 лет) – предметного сознания.

Сознание здесь ограничено миром окружающих предметов. Есть само‑

чувствие, но пока нет сформированного самосознания и ребенок еще

говорит о себе в третьем лице. Третий период (от 3 до 9 лет) – индиви‑

дуального сознания. Активно формируется самосознание. Ребенок вы‑

деляет себя из мира предметов, говорит о себе в первом лице. Четвер‑

тый период (от 9 до 16 лет) – коллективного сознания. Складывается

представление о субъективном мире окружающих людей, понимание

необходимости считаться с другими. Пятый период (от 16 до 22 лет) –

рефлексивного сознания. Появляют‑

ся основанные на субъективном опы‑

те и самонаблюдении представления

об устройстве собственной психики,

своих реальных возможностях и по‑

требностях, перспективных планах

и путях их осуществления.

Нарушения сознания есть результат

грубого расстройства высшей нерв‑

ной деятельности (массивного небла‑

гоприятного воздействия на головной

мозг). Клиника нарушений сознания

представлена нарушением всех психи‑

ческих функций, слагающих сознание

(восприятия, мышления, эмоций, воли,

памяти, внимания и др.).

Рис. 55. Геннадий Константинович

Ушаков (1921–1981)