Table of Contents Table of Contents
Previous Page  18 / 78 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 78 Next Page
Page Background

16

Психологические особенности пожилых людей предполагают опреде‑

ленные принципы взаимодействия с ними (К. Г. Сердакова, 2006; И. А. Стер‑

нин, 2012), согласно которым врачу, принимающему пожилых пациентов,

следует:

• демонстрировать постоянное и безусловное уважение к пожилым людям;

• предоставлять им максимальную возможность высказаться;

• внимательно выслушивать, когда им хочется поговорить – часто пожи‑

лые люди в разговоре восстанавливают ритм общения, им надо в этом помочь;

• всегда демонстрировать в разговоре с ними внимание, смотреть в лицо;

• подчеркивать искренний интерес к ним и подлинное желание помочь им;

• говорить медленнее, проще и понятнее, по возможности не использо‑

вать научных слов, терминов, иностранных слов;

• описывая ситуацию или необходимые для решения проблемы дей‑

ствия, стараться разбить их на более мелкие шаги;

• при необходимости использовать рисунки и графические схемы, кото‑

рые должны быть простыми и понятными;

• четко называть числа и даты, фиксируя их на календаре;

• не смотреть на часы во время общения с пожилыми людьми, пусть

они стоят или висят напротив вас, чтобы пожилой пациент не видел ваше‑

го взгляда;

• избегать раскованного стиля поведения, приветствий с помощью же‑

стов и всего того, что может навести пожилого человека на мысль о невни‑

мании или неуважении;

• общаться с пожилым человеком в спокойной авторитетной манере, при‑

бегая к пошаговому объяснению алгоритма необходимых действий, если он

с тревожно-мнительными чертами характера;

• учитывать повышенную ригидность (склонность не менять своих мне‑

ний) большинства пожилых людей, говорить: «я не пытаюсь Вас переубе‑

дить, я просто хочу Вас информировать»;

• использовать как можно больше всевозможных памяток, брошюрок,

цветных фотографий, плакатов и т. п.;

• по возможности, не откладывая отвечать на все возникающие у паци‑

ента вопросы и разрешать малейшие сомнения;

• наиболее важные моменты в своих рекомендациях врачу повторять

до тех пор, пока ему не станет понятно, что информация пациентом усвоена;

• в случаях, касающихся ответственных моментов лечения или повтор‑

ных отсроченных визитов, своевременно делать пациенту напоминающие

звонки по телефону;

• указывая на оптимальный вариант, исключить любое давление на па‑

циента, предоставив ему возможность сделать самостоятельный выбор;