Table of Contents Table of Contents
Previous Page  5 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 84 Next Page
Page Background

3

ВВЕДЕНИЕ

Повышение частоты конфликтов, рост напряжения в современной

медицине и системе здравоохранения не только внутри корпоратив-

ной среды, но и с потребителями медицинских услуг – пациентами –

требуют от медицинских работников навыков, связанных с профи-

лактикой конфликтных ситуаций, ориентации в конфликтной ситу-

ации, владения психотехниками регулирования конфликта и саморе-

гуляции.

Конфликты в медицинских учреждениях только внешне носят ло-

кальный характер, причины их связаны с теми процессами и проти-

воречиями, которые порождаются социальными изменениями в об-

ществе и системе здравоохранения в целом. Работники медицинских

учреждений находятся в сложной социально-профессиональной си-

туации. Трудности и недостатки в системе медицинского страхова-

ния населения не позволяют всегда своевременно обеспечить паци-

ентов медицинской помощью, в том числе и высокотехнологичной,

что не может не вызывать профессиональную неудовлетворенность

и снижение эмоционального фона у медицинских работников. При

этом интенсификация труда ограничивает время общения врача и па-

циента, что неизбежно ведет к формализации процесса лечения и ста-

новится дополнительным источником конфликта.

Проблематика детерминации конфликтогенности современной

ситуации в здравоохранении заключена не только в организацион-

ном плане реформирования системы здравоохранения, а также в кри-

зисе профессионализма врачей и кризисе коммуникации в системе

врач-пациент, кризисе доверия пациента врачу и отсутствия готовно-

сти к диалогу обеих сторон. В результате сложившегося образа вра-

ча, представляемого современными СМИ, пациент требует от него

открытости, диалога и взаимопонимания, а медицинские работники

не настроены на информационную симметрию. Ситуация осложняет-

ся низким уровнем развития коммуникативных навыков врачей, вви-

ду отсутствия специальной их подготовки в процессе профессиональ-

ного медицинского образования.

В то же время последствия неконструктивно разрешаемых кон-

фликтов, в том числе и стресс, испытываемый участниками конфлик-

та в сфере здравоохранения, отрицательно сказывается на самочув-