3
ВВЕДЕНИЕ
Повышение частоты конфликтов, рост напряжения в современной
медицине и системе здравоохранения не только внутри корпоратив-
ной среды, но и с потребителями медицинских услуг – пациентами –
требуют от медицинских работников навыков, связанных с профи-
лактикой конфликтных ситуаций, ориентации в конфликтной ситу-
ации, владения психотехниками регулирования конфликта и саморе-
гуляции.
Конфликты в медицинских учреждениях только внешне носят ло-
кальный характер, причины их связаны с теми процессами и проти-
воречиями, которые порождаются социальными изменениями в об-
ществе и системе здравоохранения в целом. Работники медицинских
учреждений находятся в сложной социально-профессиональной си-
туации. Трудности и недостатки в системе медицинского страхова-
ния населения не позволяют всегда своевременно обеспечить паци-
ентов медицинской помощью, в том числе и высокотехнологичной,
что не может не вызывать профессиональную неудовлетворенность
и снижение эмоционального фона у медицинских работников. При
этом интенсификация труда ограничивает время общения врача и па-
циента, что неизбежно ведет к формализации процесса лечения и ста-
новится дополнительным источником конфликта.
Проблематика детерминации конфликтогенности современной
ситуации в здравоохранении заключена не только в организацион-
ном плане реформирования системы здравоохранения, а также в кри-
зисе профессионализма врачей и кризисе коммуникации в системе
врач-пациент, кризисе доверия пациента врачу и отсутствия готовно-
сти к диалогу обеих сторон. В результате сложившегося образа вра-
ча, представляемого современными СМИ, пациент требует от него
открытости, диалога и взаимопонимания, а медицинские работники
не настроены на информационную симметрию. Ситуация осложняет-
ся низким уровнем развития коммуникативных навыков врачей, вви-
ду отсутствия специальной их подготовки в процессе профессиональ-
ного медицинского образования.
В то же время последствия неконструктивно разрешаемых кон-
фликтов, в том числе и стресс, испытываемый участниками конфлик-
та в сфере здравоохранения, отрицательно сказывается на самочув-