ствии, эффективности проводимого лечения, осложняет ситуацию
взаимодействия, создает социальное напряжение среди «представите-
лей» и «получателей» медицинских услуг. Экономическая поляриза-
ция социальных групп населения, потребляющих медицинские услу-
ги, также требует исключения однообразного, «на потоке», оказания
медицинских услуг.
Вместе с тем существуют трудности введения конфликтологии
и медиации в практику здравоохранения – это ментальные россий-
ские ограничения, трудности организационного плана.
Сложностью в изучении и урегулировании конфликтов в медицине
является отсутствие научного описания такой специфической ситуа-
ции, как конфликт в медицине [14], классификации этих конфликтов,
не проанализирована роль различных социальных субъектов в них.
Если бы такое обоснование существовало, меньше было бы и самих
конфликтов, и ошибочных суждений о них [3].
Для преодоления данных трудностей необходимо распространение
знаний о природе конфликта и формирование конструктивных спосо-
бов разрешения конфликтов медицинских работников всех уровней.
Основная цель учебного пособия: систематизировать современные
знания о конфликте в социальных системах, в том числе и здравоох-
ранении, рассмотреть основные виды конфликтов в медицине и их
причины, определить основные подходы и возможности медиативно-
го подхода, в основе которого лежит идея бесконфликтного общения
врача с пациентами, к урегулированию конфликтов в здравоохране-
нии, обобщить основные психотехнические приемы взаимодействия
в конфликте с пациентом.