Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 84 Next Page
Page Background

5

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ

1.1. История становления конфликтологии

Несмотря на то, что конфликтология как наука сформировалась со-

всем недавно, интерес к проблеме конфликта, противоречиям в жизни

общества человечеством проявлялся всегда. Конфликты как обще-

ственное явление упоминаются в большинстве национальных эпо-

сов (библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем, сюже-

ты с «яблоком раздора» и «судом Париса», в законах хеттского царя

Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) описаны способы разрешения кон-

фликтных ситуаций, можно вспомнить и русские былины с непремен-

ным условием для героя разрешить конфликтную ситуацию «направо

пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – голову потеряешь, нале-

во пойдешь – и коня и голову потеряешь»).

Этот этап накопления конфликтологических знаний характеризу-

ют как донаучный и их источником являлось обыденное, эмпириче-

ское знание людей, опыт, который отражал соответствующие отно-

шения между людьми и конфликты каждой эпохи. Каждый мысли-

тель так или иначе отмечал как негативную, так и позитивную функ-

цию конфликта. Аналогичное противоречивое отношение к конфлик-

ту выделяется и в религиозных учениях.

Можно проследить, как в ходе истории изменяется отношение

к конфликту от преобладания осуждения войн и насилия в древнее

время, как несущих зло и разрушение, через допустимость справед-

ливой войны Фомой Аквинским в Средние века и выделения не толь-

ко разрушительных функций конфликта, но и созидательных Нико-

ло Макиавелли до признания конфликта социальным явлением, кото-

рый был изучен Адамом Смитом в его работе «Исследования о приро-

де и причинах богатства народов» (1776 г.).

Современные теории конфликта опираются на исследования уче-

ных конца XIX – начала XX века и в большей мере связаны с имена-

ми социологов, таких как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс

и были развиты Максом Вебером, который уделял внимание индиви-

ду, его борьбе за свой социальный статус в конфликте материальных

и идеальных ценностей, Эмилем Дюркгеймом, который считал, что

люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой

вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.