5
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ
1.1. История становления конфликтологии
Несмотря на то, что конфликтология как наука сформировалась со-
всем недавно, интерес к проблеме конфликта, противоречиям в жизни
общества человечеством проявлялся всегда. Конфликты как обще-
ственное явление упоминаются в большинстве национальных эпо-
сов (библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем, сюже-
ты с «яблоком раздора» и «судом Париса», в законах хеттского царя
Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) описаны способы разрешения кон-
фликтных ситуаций, можно вспомнить и русские былины с непремен-
ным условием для героя разрешить конфликтную ситуацию «направо
пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – голову потеряешь, нале-
во пойдешь – и коня и голову потеряешь»).
Этот этап накопления конфликтологических знаний характеризу-
ют как донаучный и их источником являлось обыденное, эмпириче-
ское знание людей, опыт, который отражал соответствующие отно-
шения между людьми и конфликты каждой эпохи. Каждый мысли-
тель так или иначе отмечал как негативную, так и позитивную функ-
цию конфликта. Аналогичное противоречивое отношение к конфлик-
ту выделяется и в религиозных учениях.
Можно проследить, как в ходе истории изменяется отношение
к конфликту от преобладания осуждения войн и насилия в древнее
время, как несущих зло и разрушение, через допустимость справед-
ливой войны Фомой Аквинским в Средние века и выделения не толь-
ко разрушительных функций конфликта, но и созидательных Нико-
ло Макиавелли до признания конфликта социальным явлением, кото-
рый был изучен Адамом Смитом в его работе «Исследования о приро-
де и причинах богатства народов» (1776 г.).
Современные теории конфликта опираются на исследования уче-
ных конца XIX – начала XX века и в большей мере связаны с имена-
ми социологов, таких как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс
и были развиты Максом Вебером, который уделял внимание индиви-
ду, его борьбе за свой социальный статус в конфликте материальных
и идеальных ценностей, Эмилем Дюркгеймом, который считал, что
люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой
вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.