6
Следует выделить работы Георга Зиммеля, который ввел в науч-
ный оборот термин «Социальный конфликт» и утверждал, что кон-
фликт является относительно устойчивой формой взаимодействий,
лежащих в основе множества социальных явлений. В его теории кон-
фликт приобретает не только социальную значимость, но и позитив-
ную ценность, конструктивную функцию, основную форму «социа-
лизации», снятия напряжения, разрешения возникших противоречий.
Вотличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтно-
го поведения, изучали в первую очередь индивидуально-личностные
факторы. Ими были описаны особенности и закономерности внутри-
личностных и межличностных конфликтов, определены закономер-
ности межгрупповых конфликтов, которые мы рассмотрим в соответ-
ствующих параграфах.
Отметим наиболее актуальные психологические исследования кон-
фликта: психоаналитические (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни), теория
групповой динамики (К. Левин, Д. Креч), фрустрационно-агрессивное
(Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер), поведенческое (А. Бандура),
интеракционистское (Д. Мидж, Т. Шибутани).
К середине XX века отчетливо определился интерес ученых, пре-
жде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов. Кон-
фликт рассматривается как закономерное социальное явление. Выяв-
лен ряд биологических, психологических, социальных и других фак-
торов, неизбежно порождающих конфликты. Наступает второй этап
в изучении конфликта уже как самостоятельного социального явления,
и здесь заслуживают внимания теоретико-игровой подход к изучению
конфликтных ситуаций (М. Дойч), теория организационных систем
(Р. Блейк, Дж. Мутон, К. Томас), исследующая стили конфликтного
поведения людей в реальных ситуациях, теория и практика переговор-
ного процесса (Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри и др.). Одновременно в за-
падной социологии во второй половине ХХ века разработаны общая
теория конфликта К. Боулдинга, теория позитивно-функционального
конфликта Л. Козера и конфликтная модель общества Р. Дарендорфа.
В отечественной конфликтологии А.Я. Анцуповым и А.И. Шипило-
вым выделяется 3 периода развития, связанных как с количественным
анализом интенсивности исследований в области конфликта, так и со-
держательным анализом отечественных идей и теорий конфликта [2].
В первый период (до 1924 года) накапливаются первые научные
знания о конфликте в рамках самостоятельных наук: философии, пра-
ва, истории, искусства, военных наук, психологии.