Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 84 Next Page
Page Background

7

Второй период (1924–1992 гг.) отечественного развития конфликто-

логии характеризуется зарождением, становлением и развитием част-

ных конфликтологических наук – отраслей. Интенсивность иссле-

дований нарастает, но междисциплинарных работ практически нет.

В конце ХХ века конфликт как самостоятельное явление изучается

в рамках двенадцати наук: истории, математики, педагогики, искус-

ствоведения, политологии, правоведения, психологии, биологии, со-

циологии, философии, военных наук, экономики. Тем не менее лиди-

рующее положение занимают психология, социология и политология.

После 1992 года конфликтология выделяется в самостоятельную

науку, что в первую очередь связано с первыми междисциплинар-

ными исследованиями. К исследованию конфликтов присоединяет-

ся медицина, география, технические науки. Создаются исследова-

тельские центры и группы по изучению и регулированию конфлик-

та. В 2014 году утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки

37.03.02 Конфликтология (бакалавриат). Предмет «Конфликтология»

включается в стандарт образования гуманитарных специальностей.

Основными научными результатами совместных исследований

отечественных конфликтологов, по мнению Н. И. Леонова [9], стали:

• смена парадигмы бесконфликтности конфликтологической пара-

дигмой, которая ориентирует на понимание неизбежности противосто-

яния в социальных взаимодействиях и его позитивно-функциональной

роли в совершенствовании и гармонизации этих взаимодействий;

• раскрытие роли конфликтологии в анализе социальной диалек-

тики как теории разрешения противоречий общества;

• обоснование общих методологических ориентиров экспертизы,

прогнозирования и регулирования социальных конфликтов;

• прояснение природы конфликтов и основных механизмов их раз-

вертывания.

1.2. Предмет конфликтологии

История развития конфликтологии как самостоятельной науки

неразрывно связана с развитием современного общества и повыше-

нием уровня его конфликтогенности. Неумение конструктивно раз-

решать конфликты, с одной стороны, и интенсификация социальных

контактов, в том числе и с помощью интернет-технологий, с другой

стороны, обуславливают повышение спроса на конфликтологические