Table of Contents Table of Contents
Previous Page  201 / 370 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 201 / 370 Next Page
Page Background

199

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)

ПОНЯТИЕ О ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

Патологические состояния – результат динамики врожденных или рано приоб‑

ретенных дефектов психики. Будучи психическими расстройствами, они не явля‑

ются в полном смысле этого слова болезнями, так как не имеют характерной для за‑

болеваний стадийности (начала, расцвета, затухания и исхода).

Существует две разновидности патологических состояний. Во‑первых, это ум‑

ственная отсталость (олигофрения), характеризующаяся грубым дефектом с пораже‑

нием всех сфер психики, в особенности, интеллекта. Во‑вторых, к патологическим

состояниям относят расстройства личности (психопатии) – результат относительно

мягкой психической дефицитарности, проявляющейся в сфере эмоций и воли.

КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Умственная отсталость иначе называется малоумием или олигофренией (послед‑

ний термин принадлежит Эмилю Крепелину (1915). Это врожденное или приобре‑

тенное до трех лет стойкое недоразвитие психических функций, в первую очередь

интеллекта. Недоразвитие при умственной отсталости тотальное (страдают также

эмоции, воля, воображение и другие структуры психики).

Клиническая классификация умственной отсталости появилась в конце XIX в.

Она оказалась удобной и существует до настоящего времени. Соответственно выде‑

ляют легкую умственную отсталость («дебильность»), умеренно выраженную ум‑

ственную отсталость («имбецильность») и выраженную (глубокую) умственную

отсталость («идиотию») (табл. 95, 96).

Таблица 95.

Клинические особенности умственной отсталости

Степени

олигофрении Мышление

Память

Воля

Эмоции

Легкая умствен‑

ная отсталость

(дебильность)

Неспособность

к абстрактно-

логическому

мышлению.

Несамостоя‑

тельность суж‑

дений

Нет словесно-

логической па‑

мяти. Компен‑

саторно трени‑

руется механи‑

ческая память

Примитивность

потребностей.

Несамостоятельность,

отсутствие собственных

планов или их примитив‑

ность. Непродуманность

решений. Неспособность

к прогнозированию.

Внушаемость и упрямство

Простота эмо‑

ций, основан‑

ных на просто‑

те потребно‑

стей. Возможны

привязанности,

но нет чувств

Умеренная

умственная

отсталость

(имбецильность)

Неспособность

к настоящему

понятийному

мышлению (ис‑

пользуют пред‑

ставления вме‑

сто понятий)

Механическая

память слаба

Выученные навыки очень

просты. Пациенты не спо‑

собны к самостоятельной

жизни

Эмоции просты,

грубы и обыч‑

но сопровожда‑

ют удовлетворе‑

ние физиологи‑

ческих потреб‑

ностей

Глубокая

умственная

отсталость

(идиотия)

Неспособность

к мышлению

Память отсут‑

ствует

Волевой активности нет.

Некоторые инстинкты (пи‑

щевой, самосохранения) мо‑

гут быть извращены

Эмоции не диф‑

ференцированы

и представляют

собой реакцию

на внутреннее

напряжение