199
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)
ПОНЯТИЕ О ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Патологические состояния – результат динамики врожденных или рано приоб‑
ретенных дефектов психики. Будучи психическими расстройствами, они не явля‑
ются в полном смысле этого слова болезнями, так как не имеют характерной для за‑
болеваний стадийности (начала, расцвета, затухания и исхода).
Существует две разновидности патологических состояний. Во‑первых, это ум‑
ственная отсталость (олигофрения), характеризующаяся грубым дефектом с пораже‑
нием всех сфер психики, в особенности, интеллекта. Во‑вторых, к патологическим
состояниям относят расстройства личности (психопатии) – результат относительно
мягкой психической дефицитарности, проявляющейся в сфере эмоций и воли.
КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Умственная отсталость иначе называется малоумием или олигофренией (послед‑
ний термин принадлежит Эмилю Крепелину (1915). Это врожденное или приобре‑
тенное до трех лет стойкое недоразвитие психических функций, в первую очередь
интеллекта. Недоразвитие при умственной отсталости тотальное (страдают также
эмоции, воля, воображение и другие структуры психики).
Клиническая классификация умственной отсталости появилась в конце XIX в.
Она оказалась удобной и существует до настоящего времени. Соответственно выде‑
ляют легкую умственную отсталость («дебильность»), умеренно выраженную ум‑
ственную отсталость («имбецильность») и выраженную (глубокую) умственную
отсталость («идиотию») (табл. 95, 96).
Таблица 95.
Клинические особенности умственной отсталости
Степени
олигофрении Мышление
Память
Воля
Эмоции
Легкая умствен‑
ная отсталость
(дебильность)
Неспособность
к абстрактно-
логическому
мышлению.
Несамостоя‑
тельность суж‑
дений
Нет словесно-
логической па‑
мяти. Компен‑
саторно трени‑
руется механи‑
ческая память
Примитивность
потребностей.
Несамостоятельность,
отсутствие собственных
планов или их примитив‑
ность. Непродуманность
решений. Неспособность
к прогнозированию.
Внушаемость и упрямство
Простота эмо‑
ций, основан‑
ных на просто‑
те потребно‑
стей. Возможны
привязанности,
но нет чувств
Умеренная
умственная
отсталость
(имбецильность)
Неспособность
к настоящему
понятийному
мышлению (ис‑
пользуют пред‑
ставления вме‑
сто понятий)
Механическая
память слаба
Выученные навыки очень
просты. Пациенты не спо‑
собны к самостоятельной
жизни
Эмоции просты,
грубы и обыч‑
но сопровожда‑
ют удовлетворе‑
ние физиологи‑
ческих потреб‑
ностей
Глубокая
умственная
отсталость
(идиотия)
Неспособность
к мышлению
Память отсут‑
ствует
Волевой активности нет.
Некоторые инстинкты (пи‑
щевой, самосохранения) мо‑
гут быть извращены
Эмоции не диф‑
ференцированы
и представляют
собой реакцию
на внутреннее
напряжение