Table of Contents Table of Contents
Previous Page  240 / 370 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 240 / 370 Next Page
Page Background

238

Профессор В. В. Русских в свое время на основании наблюдений большого коли‑

чества пациентов с наследственными (генетическими) формами малоумия пришел

к выводу, что при наличии олигофрении у одного из детей в семье у второго ребен‑

ка олигофрения бывает в 15% случаев; при наличии олигофрении у одного из роди‑

телей вероятность появления ребенка-олигофрена составляет 40%; при олигофре‑

нии у одного из родителей и у одного из детей олигофрения бывает и у другого ре‑

бенка в 90% всех случаев.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Основные отличия олигофрении от деменции приведены в таблице 100.

Таблица 100.

Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции

Особенности

Олигофрения

Деменция

Анамнез

Врожденная

Приобретенная

Динамика

Возможно приобретение

навыков

Потеря знаний и умений

Основной дефект

Тотальное недоразвитие

психики, в первую очередь

страдает абстрактно-

логическое мышление

Частичная утрата психических

функций, в первую очередь

страдает память

Самокритика

Отсутствует

Присутствует (кроме тотальной

деменции)

Легкую умственную отсталость приходится дифференцировать с социально-

педагогической запущенностью, задержкой психического развития (ЗПР), психиче‑

ским инфантилизмом.

При социально-педагогической запущенности в силу неблагоприятных жизнен‑

ных обстоятельств у ребенка с нормальным интеллектом нет полноценных возмож‑

ностей для приобретения знаний, навыков и умений, необходимых для младшего

школьника.

У пациентов с ЗПР (табл. 101, 102) в силу ряда причин (обычно – наличия

резидуально-органического поражения ЦНС) психика с ее функциями, включая ин‑

теллект, созревает несколько позднее. Лишь примерно к 10 годам эти дети догоняют

сверстников по общему психическому развитию.

Таблица 101.

Варианты задержки психического развития (ЗПР) (по. К. С. Лебедин‑

ской, 1982)

Группы

Конституциональная

(гармонический инфан‑

тилизм)

Соматогенная

Психогенная

Органическая

Причины

Особенности

эмоционально-волевой

сферы (конститу‑

циональная харак‑

терологическая де‑

монстративность

или неустойчивость

на фоне инфантильно-

грацильного телосло‑

жения)

Длительные, тя‑

желые соматиче‑

ские заболевания

в детском возрас‑

те (стойкая асте‑

ния, госпитализм,

акцент на тормози‑

мые черты харак‑

тера, несамостоя‑

тельность)

Неблагоприят‑

ные условия вос‑

питания (безнад‑

зорность, гипе‑

ропека, жестокое

воспитание). Зао‑

стрение тормози‑

мых и неустойчи‑

вых черт харак‑

тера

Церебрастенический

синдром или гипер‑

динамические рас‑

стройства в резуль‑

тате раннего органи‑

ческого поражения

ЦНС. Вариант рези‑

дуальной органики