Терапия и реабилитация пациентов с выраженной (глубокой) и умеренной ум‑
ственной отсталостью осуществляется в психоневрологических домах-интернатах.
Больных с легкой умственной отсталостью обучают в специальной школе, где за де‑
вять лет проходят упрощенный курс первых пяти классов средней школы. Пациен‑
ты с легкой дебильностью неплохо обучаются несложному ремеслу и вполне про‑
дуктивно работают под контролем наставников.
Причины госпитализации в психиатрический стационар при умственной отста‑
лости связаны с наличием психопатоподобного (неустойчивого) поведения. Здесь
находит применение терапия малыми нейролептиками – корректорами поведения,
психокоррекционная работа. Другим поводом для помещения в психиатрическое
отделение является беспомощность пациента, лишившегося в силу обстоятельств
социальной поддержки (нужен опекун или определение в дом-интернат). Кроме
того, иногда возникает необходимость в проведении таким пациентам стационар‑
ной экспертизы. В результате военно-врачебной экспертизы определяется негод‑
ность к службе в вооруженных силах. Судебно-психиатрические эксперты могут
определить при легкой умственной отсталости полную или ограниченную вменяе‑
мость пациента. В результате медико-социальной экспертизы, как правило, назна‑
чается 3 группа инвалидности при легкой умственной отсталости, в остальных слу‑
чаях 1 или 2 группа пожизненно.
Контрольные вопросы:
1. Умственная отсталость. Современные классификации.
2. Клинические (синдромологические) варианты умственной отсталости.
3. Нозологические формы олигофрений.
4. Методы врачебной и социальной помощи при умственной отсталости.