347
Групповые методики предполагают глубокую проработку проблемы в закрытых
группах личностного роста и более щадящие подходы в случае проведения откры‑
тых групп, самыми известными из которых являются группы терапии творческого
самовыражения по М. Е. Бурно и разнообразные группы тренинга навыков и уме‑
ний. Семейная психотерапия также является хорошо структурированной разновид‑
ностью групповой терапии.
Контрольные вопросы:
1. Основные методы лечения психических расстройств, показания к их назначе‑
нию. Расстройства, поддающиеся лечению и неизлечимые в настоящее время.
2. Методы общебиологической терапии психических заболеваний (ЭСТ, инсули‑
нокоматозная терапия, депривация сна, экстракорпоральная детоксикация). Показа‑
ния, эффективность.
3. Психофармакотерапия, основные цели, классификация препаратов, спектр их
терапевтической активности. Изменение в организации психиатрической помощи
в связи с появлением психофармакотерапии.
4. Нейролептические (антипсихотические) средства. Спектр терапевтической ак‑
тивности, показания, противопоказания.
5. Действие нейролептиков на соматовегетативную сферу, побочные эффекты
и осложнения. Понятие нейролептического синдрома, его предупреждение и те‑
рапия.
6. Антидепрессанты. Основные классы, спектр терапевтической активности, по‑
казания, противопоказания, побочные эффекты и осложнения. Нормотимические
препараты (соли лития и др.), правила использования.
7. Препараты из группы транквилизаторов. Спектр терапевтической активно‑
сти. Показания к использованию в психиатрической и общесоматической практике.
Противопоказания, побочные эффекты, осложнения.
Рис. 894. Французский
врач-психотерапевт
Поль-Шарль Дюбуа
(1848–1918).
Рис. 895. Патриарх
когнитивно-поведенческой
терапии, американский
психолог-психотерапевт
Аарон Тёмкин-Бек (1921).
Рис. 896. Американский
психолог-психотерапевт
Альбер Эллис (1913–1907).