8
Как выход для решения этой проблемы ученые предложили допол-
нительный критерий научности – принцип логической непротиворе-
чивости. Его суть заключается в следующем: если теория (сумма вы-
сказываний), гипотеза логически непротиворечиво вписывается в уже
имеющуюся научную систему, основа которой верифицирована (эм-
пирически подтверждена), то данная теория или гипотеза может счи-
таться научной.
Постпозитивизм
(Карл Поппер (1902–1994), Томас Кун (1922–1996),
Пауль Фейерабенд (1924–1994), Имре Лакатос (1922–1974)) является
логическим противоречивым завершением развития позитивизма.
Карл Поппер как основоположник критического рационализма раз-
вивает особую теорию познания – концепцию роста познания. В рам-
ках этой концепции схема научного поиска, по К. Попперу, следующая:
Р
1 →
ТТ→ FF → Р
2,
где
Р
1 – исходная проблема;
ТТ
– пробные теории (варианты решения
проблемы);
FF
– фальсификация теорий (критика, удаление ошибок);
Р
2 – уточнённая проблема.
Карл Поппер предложил еще один критерий научности – принцип
фальсификации. Согласно этому принципу, теория тем более научна,
чем более она фальсифицируема, т. е. содержит в себе возможность
для критики. Критика же уточняет проблему, что ведёт к росту позна-
ния: от одной проблемы к другой более обоснованной проблеме.
Пример нефальсифицируемых, т. е. ненаучных, с точки зрения
К. Поппера, теорий – марксизм и фрейдизм. Эти теории не содержат
в себе возможности для критики, для эмпирической проверки. В них
можно только верить или не верить. Следовательно, марксизм и фрей-
дизм ненаучны и представляют собой скорее разновидность «рели-
гии», чем науку.
Томас Кун рассматривает исторические этапы развития науки,
основной формой которой ученый считает научную парадигму. Пара-
дигма, по Т. Куну, это образец научной деятельности, принятый науч-
ным сообществом, господствующая система теоретических взглядов,
ценностных установок, задающая модель постановки проблем и спо-
собов их решения.