Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 100 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 100 Next Page
Page Background

8

Как выход для решения этой проблемы ученые предложили допол-

нительный критерий научности – принцип логической непротиворе-

чивости. Его суть заключается в следующем: если теория (сумма вы-

сказываний), гипотеза логически непротиворечиво вписывается в уже

имеющуюся научную систему, основа которой верифицирована (эм-

пирически подтверждена), то данная теория или гипотеза может счи-

таться научной.

Постпозитивизм

(Карл Поппер (1902–1994), Томас Кун (1922–1996),

Пауль Фейерабенд (1924–1994), Имре Лакатос (1922–1974)) является

логическим противоречивым завершением развития позитивизма.

Карл Поппер как основоположник критического рационализма раз-

вивает особую теорию познания – концепцию роста познания. В рам-

ках этой концепции схема научного поиска, по К. Попперу, следующая:

Р

1 →

ТТ→ FF → Р

2,

где

Р

1 – исходная проблема;

ТТ

– пробные теории (варианты решения

проблемы);

FF

 – фальсификация теорий (критика, удаление ошибок);

Р

2 – уточнённая проблема.

Карл Поппер предложил еще один критерий научности – принцип

фальсификации. Согласно этому принципу, теория тем более научна,

чем более она фальсифицируема, т. е. содержит в себе возможность

для критики. Критика же уточняет проблему, что ведёт к росту позна-

ния: от одной проблемы к другой более обоснованной проблеме.

Пример нефальсифицируемых, т. е. ненаучных, с точки зрения

К. Поппера, теорий – марксизм и фрейдизм. Эти теории не содержат

в себе возможности для критики, для эмпирической проверки. В них

можно только верить или не верить. Следовательно, марксизм и фрей-

дизм ненаучны и представляют собой скорее разновидность «рели-

гии», чем науку.

Томас Кун рассматривает исторические этапы развития науки,

основной формой которой ученый считает научную парадигму. Пара-

дигма, по Т. Куну, это образец научной деятельности, принятый науч-

ным сообществом, господствующая система теоретических взглядов,

ценностных установок, задающая модель постановки проблем и спо-

собов их решения.