9
Томас Кун выделяет следующие этапы развития науки (этим эта-
пам предшествует допарадигмальный период, когда накапливается
эмпирический материал, и не сформировалась парадигма):
Нормальная наука
– период господства в науке
единой (одной)
па-
радигмы. Например, период господства в физике классической ме-
ханики Ньютона или период господства в советской медицине ал-
лопатии.
Научная революция
– период смены парадигм, когда нет единой па-
радигмы и в науке сразу
несколько
конкурирующих, зачастую несо-
вместимых друг с другом, парадигм. Например, в современной ме-
дицине – конкуренция аллопатии, гомеопатии, экстрасенсорики и др.
Смена парадигм обусловлена, прежде всего, психологическими
проблемами внутри научного сообщества (конкуренция школ, «учите-
лей» и «учеников» и т. д.). Следующей причиной является социально-
экономические перемены. И лишь в последнюю очередь – неспособ-
ность научного сообщества решать проблемы на основе старой пара-
дигмы.
Каждая следующая господствующая научная парадигма в период
нормальной науки не связана с предыдущей. Её победа в конкурент-
ной борьбе научных парадигм в период научной революции обуслов-
лена, прежде всего, социально-психологическими причинами. Поэто-
му преемственности в развитии науки в результате анализа истории
наук Т. Кун не обнаружил (табл. 1).
Таблица 1.
Сравнительный анализ философии науки основных пред-
ставителей постпозитивизма.
Томас Кун
Карл Поппер
С
Х
О
Д
С
Т
В
О
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ПРОГРАММА)
ПРОБЛЕМА – это:1) КОНЦЕПТУАЛЬ-
НАЯ СТРУКТУРА, ЗАРАНЕЕ ПРИНЯ-
ТАЯ ТЕОРИЯ – ДО НАЧАЛА ИССЛЕ-
ДОВАНИЯ
2) ОБЩЕПРИНЯТАЯ ПРОБЛЕМНАЯ
СИТУАЦИЯ