Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 100 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 100 Next Page
Page Background

9

Томас Кун выделяет следующие этапы развития науки (этим эта-

пам предшествует допарадигмальный период, когда накапливается

эмпирический материал, и не сформировалась парадигма):

Нормальная наука 

– период господства в науке

единой (одной)

па-

радигмы. Например, период господства в физике классической ме-

ханики Ньютона или период господства в советской медицине ал-

лопатии.

Научная революция

– период смены парадигм, когда нет единой па-

радигмы и в науке сразу

несколько

конкурирующих, зачастую несо-

вместимых друг с другом, парадигм. Например, в современной ме-

дицине – конкуренция аллопатии, гомеопатии, экстрасенсорики и др.

Смена парадигм обусловлена, прежде всего, психологическими

проблемами внутри научного сообщества (конкуренция школ, «учите-

лей» и «учеников» и т. д.). Следующей причиной является социально-

экономические перемены. И лишь в последнюю очередь – неспособ-

ность научного сообщества решать проблемы на основе старой пара-

дигмы.

Каждая следующая господствующая научная парадигма в период

нормальной науки не связана с предыдущей. Её победа в конкурент-

ной борьбе научных парадигм в период научной революции обуслов-

лена, прежде всего, социально-психологическими причинами. Поэто-

му преемственности в развитии науки в результате анализа истории

наук Т. Кун не обнаружил (табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ философии науки основных пред-

ставителей постпозитивизма.

Томас Кун

Карл Поппер

С

Х

О

Д

С

Т

В

О

НОРМАЛЬНАЯ НАУКА

(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ПРОГРАММА)

ПРОБЛЕМА – это:1) КОНЦЕПТУАЛЬ-

НАЯ СТРУКТУРА, ЗАРАНЕЕ ПРИНЯ-

ТАЯ ТЕОРИЯ – ДО НАЧАЛА ИССЛЕ-

ДОВАНИЯ

2) ОБЩЕПРИНЯТАЯ ПРОБЛЕМНАЯ

СИТУАЦИЯ