10
Томас Кун
Карл Поппер
Р
А
З
Л
И
Ч
И
Е
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
«ЭКСТРАОРДИНАРНОЕ ИССЛЕДО-
ВАНИЕ» («ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ
НАУКА»)+НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
Деятельность ученого («нормального»
ученого) нереволюционная, некритич-
ная считается нормальным
Это есть в науке, но это отрицательно
сказывается на ней. «Нормальный уче-
ный» – это плохообученный ученый
Жесткая связь с господствующей тео-
рией. Новая теория принимается толь-
ко в случае ее общепризнанности
со временем
Чередование нормальной науки и науч-
ной революции применимы к физике
и не применимы к биологии
Следование парадигме в решении го-
ловоломок (проблем, к которым приме-
няется господствующая теория в целях
решения ее) формирует ученого-
прикладника, для которого цель – зна-
ние фактов
Решать надо не головоломки, а подлин-
ные проблемы. Идеал ученого – «чи-
стый ученый», способный к поле-
ту критической, нестандартной мыс-
ли. Ученый – это и теоретик и экспери-
ментатор
Отсутствие критического мышления
ведет к росту специализации
Рост специализации – это опасность
для науки. Необходимо для развития
науки противостоять научной «моде»
Нормальная наука есть, прежде всего,
коммуникация между учеными в рам-
ках господства одной парадигмы, а на-
учная революция – это нарушение ком-
муникации
Дискуссия между учеными, научны-
ми теориями всегда, во все периоды
развития науки. Не бывает господства
одной парадигмы
Логика не обладает большой объясни-
тельной силой в понимании науки, её
истории
Понимание логики исследования игра-
ет положительную роль
«Догматизм» в науке на длительный
период нормальной науки, когда кри-
тика, сомнения невозможны. Господ-
ствует общий набор предпосылок, об-
щий язык, общие ожидания, согласие
в основных принципах (тогда крити-
ка допустима). «Миф концептуально-
го каркаса». Догматизм ведет к реля-
тивизму. Методология Куна – логика
исторического релятивизма
Момент «догматизма» обязателен.
Но ученый должен всегда иметь воз-
можность отказаться от общих прин-
ципов. По своей сути наука критич-
на. Развитие науки – это революцион-
ный процесс
«Концептуальные каркасы» не связаны
друг с другом, не могут быть согласова-
ны, не вытекают друг из друга. Это ве-
дет к иррационализму. Переход к новому
этапу нормальной науки иррационален
Критическая философия и сравнение
«концептуальных каркасов» всегда воз-
можны и необходимы, хотя могут быть
трудности. Наука по сути критична
и рациональна всегда
Прогресс только в период нормальной
науки
Прогресс возможен всегда