Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 100 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 100 Next Page
Page Background

10

Томас Кун

Карл Поппер

Р

А

З

Л

И

Ч

И

Е

НОРМАЛЬНАЯ НАУКА

«ЭКСТРАОРДИНАРНОЕ ИССЛЕДО-

ВАНИЕ» («ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ

НАУКА»)+НОРМАЛЬНАЯ НАУКА

Деятельность ученого («нормального»

ученого) нереволюционная, некритич-

ная считается нормальным

Это есть в науке, но это отрицательно

сказывается на ней. «Нормальный уче-

ный» – это плохообученный ученый

Жесткая связь с господствующей тео-

рией. Новая теория принимается толь-

ко в случае ее общепризнанности

со временем

Чередование нормальной науки и науч-

ной революции применимы к физике

и не применимы к биологии

Следование парадигме в решении го-

ловоломок (проблем, к которым приме-

няется господствующая теория в целях

решения ее) формирует ученого-

прикладника, для которого цель – зна-

ние фактов

Решать надо не головоломки, а подлин-

ные проблемы. Идеал ученого – «чи-

стый ученый», способный к поле-

ту критической, нестандартной мыс-

ли. Ученый – это и теоретик и экспери-

ментатор

Отсутствие критического мышления

ведет к росту специализации

Рост специализации – это опасность

для науки. Необходимо для развития

науки противостоять научной «моде»

Нормальная наука есть, прежде всего,

коммуникация между учеными в рам-

ках господства одной парадигмы, а на-

учная революция – это нарушение ком-

муникации

Дискуссия между учеными, научны-

ми теориями всегда, во все периоды

развития науки. Не бывает господства

одной парадигмы

Логика не обладает большой объясни-

тельной силой в понимании науки, её

истории

Понимание логики исследования игра-

ет положительную роль

«Догматизм» в науке на длительный

период нормальной науки, когда кри-

тика, сомнения невозможны. Господ-

ствует общий набор предпосылок, об-

щий язык, общие ожидания, согласие

в основных принципах (тогда крити-

ка допустима). «Миф концептуально-

го каркаса». Догматизм ведет к реля-

тивизму. Методология Куна – логика

исторического релятивизма

Момент «догматизма» обязателен.

Но ученый должен всегда иметь воз-

можность отказаться от общих прин-

ципов. По своей сути наука критич-

на. Развитие науки – это революцион-

ный процесс

«Концептуальные каркасы» не связаны

друг с другом, не могут быть согласова-

ны, не вытекают друг из друга. Это ве-

дет к иррационализму. Переход к новому

этапу нормальной науки иррационален

Критическая философия и сравнение

«концептуальных каркасов» всегда воз-

можны и необходимы, хотя могут быть

трудности. Наука по сути критична

и рациональна всегда

Прогресс только в период нормальной

науки

Прогресс возможен всегда