Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 100 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 100 Next Page
Page Background

5

Тема 1. ПОЗИТИВИЗМ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Общая характеристика философии позитивизма

Современную философию исследователи датируют разными пе-

риодами. Наиболее распространенным является определение вре-

мени бытия современной философии периодом формирования основ-

ных мировоззренческих систем во второй половине девятнадцатого

века, которые и сегодня влияют на состояние общественного созна-

ния. Одними из первых глобальных мировоззренческих систем этого

этапа истории стали позитивизм и марксизм, задавшие вектор разви-

тия культуры вплоть до двадцать первого века.

Позитивистская концепция культуры связана с обоснованием необ-

ходимости сделать культуру научной, реализовав натуралистический,

утилитаристский идеал эпохи Просвещения.

«Первый» позитивизм,

начавший развитие с 30‑х гг. XIX в. (Огюст

Конт (1798–1857), Герберт Спенсер (1820–1903), Джон Стюарт Милль

(1806–1873)), в лице своего основоположника Огюста Конта предло-

жил рассматривать культуру как прогрессивное движение к практиче-

ски эмпирическому использованию достижений человечества через

создание научной методологической основы. По О. Конту, культура

движется от теологической стадии, когда человек всё объясняет и опи-

сывает действием сверхъестественных сил, через стадию метафизиче-

скую (догматическую), в которой человек объясняет и описывает всё

при помощи абстрактных понятий, к стадии позитивной – научной.

На этом высшем этапе развития культуры, который соответству-

ет современности, Человек фиксирует, что познание мира всегда осу-

ществляется при помощи единственного непосредственного инстру-

мента – при помощи ощущений. При этом объектом научного по-

знания выступают только явления и связи между ними, так как сущ-

ность, конечные причины скрыты от наших чувственных восприятий.

Основные методы науки – это

наблюдение и описание

, которые

позволяют фиксировать чувственные восприятия как в естественных

условиях, так и в специально созданных, т. е. в эксперименте.

В этих условиях подлинная (позитивная) наука отвечает на вопрос

«Как?», а не на вопрос «Почему?». Как только наука начинает отве-