6
чать на вопрос «Почему?», она становится философией в старом, спе-
кулятивном, дурном смысле этого слова. Таким образом, наука пред-
назначена описывать явления окружающего мира, устанавливать ре-
гулярности, повторяемости, а не объяснять мир.
Фундаментом и вектором развития культуры по Огюсту Конту
становится введенная им классификация основных наук
Физика
Математика
Химия
Биология
Социология
Позитивной
стадии из всех наук достигла, с точки зрения О. Кон-
та, математика, достигают позитивной стадии физика, химия. Осталь-
ные науки требуют пересмотра в аспекте критериев научности пози-
тивизма. Как только формируется, в соответствии с этой классифика-
цией, научное знание, станет возможным позитивистское перестраи-
вание всей культуры и социума.
У философии же нет своего предмета. Философия должна сумми-
ровать данные специальных наук. Ее задача – систематизация и обоб-
щение данных конкретных наук.
«Второй» позитивизм
(махизм, эмпириомонизм, эмпириокрити-
цизм) существует с 70–90‑х гг. XIX в. (Эрнст Мах (1838–1916), Рихард
Авенариус (1843–1896)). Его представители полагают, что наблюда-
емые учеными данные должны быть сведены к основным «элемен-
там»: нашим ощущениям и чувствам, настроениям, желаниям по по-
воду наблюдаемого. Предметы («вещи») – это устойчивые сочетания
элементов: цветов, звуковых тонов, степеней давления и т. д. Позна-
ние мира – это описание «комплекса наших ощущений», чувств, эмо-