Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 100 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 100 Next Page
Page Background

6

чать на вопрос «Почему?», она становится философией в старом, спе-

кулятивном, дурном смысле этого слова. Таким образом, наука пред-

назначена описывать явления окружающего мира, устанавливать ре-

гулярности, повторяемости, а не объяснять мир.

Фундаментом и вектором развития культуры по Огюсту Конту

становится введенная им классификация основных наук

Физика

Математика

Химия

Биология

Социология

Позитивной

стадии из всех наук достигла, с точки зрения О. Кон-

та, математика, достигают позитивной стадии физика, химия. Осталь-

ные науки требуют пересмотра в аспекте критериев научности пози-

тивизма. Как только формируется, в соответствии с этой классифика-

цией, научное знание, станет возможным позитивистское перестраи-

вание всей культуры и социума.

У философии же нет своего предмета. Философия должна сумми-

ровать данные специальных наук. Ее задача – систематизация и обоб-

щение данных конкретных наук.

«Второй» позитивизм

(махизм, эмпириомонизм, эмпириокрити-

цизм) существует с 70–90‑х гг. XIX в. (Эрнст Мах (1838–1916), Рихард

Авенариус (1843–1896)). Его представители полагают, что наблюда-

емые учеными данные должны быть сведены к основным «элемен-

там»: нашим ощущениям и чувствам, настроениям, желаниям по по-

воду наблюдаемого. Предметы («вещи») – это устойчивые сочетания

элементов: цветов, звуковых тонов, степеней давления и т. д. Позна-

ние мира – это описание «комплекса наших ощущений», чувств, эмо-