13
• совершенствование зрительных клеточных элементов коры
и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;
• формирование и укрепление связей зрительного анализатора
с другими органами в течение первых лет жизни;
• морфологическое и функциональное развитие черепных нервов
в первые 2–4 месяца жизни.
Становление зрительных функций ребенка происходит соответ-
ственно этим этапам развития.
Слезная железа начинает функционировать только через 4–6 не-
дель и более после рождения, при этом дети плачут без слез в это вре-
мя. Однако слезные добавочные железки в веках сразу продуцируют
слезу, что хорошо определяется по выраженному слезному ручейку
вдоль края нижнего века. Отсутствие слезного ручейка расценивает-
ся как отклонение от нормы и может быть причиной развития дакрио-
циститов. К 2–3‑месячному возрасту начинается нормальное функци-
онирование слезной железы и слезоотделение.
Краткая анатомия органа зрения
Орган зрения достаточно сложен и многокомпонентен, представ-
лен тремя основными отделами:
1)
собственно глазным яблоком
(работающим по принципу посто-
янно включенной видеокамеры) и его придаточным аппаратом (по-
могающему глазному яблоку осуществлять свои функции правильно
и в полном объеме);
2)
проводящими путями
– зрительный нерв, хиазма, зрительный
тракт, латеральные коленчатые тела, зрительная лучистость (проводят
всю информацию, полученную глазным яблоком в ЦНС);
3)
корковым центром зрительного анализатора
– шпорная борозда
на медиальной поверхности затылочной доли головного мозга (в нем
происходит анализ всей информации, поступающей в мозг от глазно-
го яблока).
Придаточный аппарат глаза
Орбита
– костное вместилище для глазного яблока, представлен-
ное парным образованием в виде углублений в лицевой части черепа.
Помимо глазного яблока орбита содержит жировую клетчатку, экс-
траокулярные мышцы, сосуды, нервы и имеет несколько стенок и от-
верстий, соединяющих ее с другими пограничными полостями.