6
Тема 1. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ.
СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
Цель занятия:
ознакомиться с анатомией и физиологией органа
зрения. Получить представление об особенностях методов исследова-
ния пациента с заболеванием органа зрения. Ознакомиться со струк-
турой истории болезни офтальмологического пациента и реферата
по нозологической теме.
1. Самостоятельная работа до занятия.
1.1. Необходимый исходный уровень знаний перед занятием.
Основные вопросы темы:
1. Офтальмология как учебная дисциплина и область науки.
2. Эволюция органа зрения.
3. Особенности органа зрения у детей и постнатальное созревание
его структур.
4. Краткая анатомия органа зрения (глазного яблока, его внутрен-
него содержимого, защитного и придаточного аппарата глаза).
Пользуясь материалами лекций и учебных пособий, рассмотреть
приведенные вопросы и при необходимости законспектировать ответы.
1.2. Самостоятельно ознакомиться с некоторыми практиче-
скими вопросами до занятия.
1. Изучить рисунки строения органа зрения и его составляющих
в учебных пособиях.
2. Подготовить вопросы по приведенным схемам и рисункам.
2. Содержание занятия.
2.1. Некоторые теоретические моменты
Офтальмология (от греч. θαλμός «глаз» + λόγος «учение») – это
клиническая дисциплина, изучающая анатомию, физиологию органа
зрения и болезни глаза, а так же разрабатывающая методы лечения
и профилактики глазных болезней.
Офтальмология, как самостоятельная дисциплина и наука возник-
ла в 1796 г. в Париже, а затем и в Вене, когда были открыты кафе-
дры глазных болезней. Позднее, в 1805–1806 гг., были открыты глаз-
ные больницы и отделения для больных с органом зрения в Москве,
Санкт Петербурге, Лондоне.
Несмотря на то, что о ряде глазных болезней – косоглазии, экзоф-
тальме, бельмах, катаракте, трахоме и др. знали еще в Египте, Китае,