Table of Contents Table of Contents
Previous Page  14 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 58 Next Page
Page Background

12

Окончание таблицы 3

4. Катастрофические психосоциальные стрессоры:

– Внезапная смерть всех членов семьи;

– Смерть ребенка;

– Разрушительные бедствия

1

11

2

0,5

15,1

0,9

Итого

217 100,0

Большое значение приобретает степень индивидуальной ранимости, вы-

деляют разнообразные личностные черты, предрасполагающие к развитию

депрессии, среди которых наиболее известны «статотимические» черты ха-

рактера, особенности «меланхолического» (гипотимного, депрессивного)

типа личности:

1. «Статотимические» черты характера (К. Шимода, 1950)

1. Усердие.

2. Положительность.

3. Аккуратность.

4. Утрированная «совестливость».

2. Меланхолический тип личности (Х. Телленбах, 1961, 1976)

1. Стремление к упорядоченности.

2. Аккуратность.

3. Постоянство.

Х. Телленбах (1961, 1976), подчеркивал, что указанные особенности встре-

чаются и у здоровых людей, но при меланхолическом типе они как бы лише-

ны чувства меры и носят компульсивный (вынужденно принудительный) ха-

рактер. Эти люди склонны к педантизму, повышенно требовательны к себе

и совестливы, несколько замкнуты. Для них характерно чувство постоянной

неудовлетворенности из-за чрезмерности задач, которые они ставят перед со-

бой. В конечном итоге у них возникает чувство вины перед собой и други-

ми. В отношении к труду господствует прилежание, добросовестность, на-

дежность. Это люди долга с чрезмерно высокими претензиями к себе в отно-

шении количества и качества работы. Они предпочитают профессии, требую-

щие точности.

Одно из лучших описаний

гипотимного типа личности

принадлежит

Н. А. Корнетову (1993).

Автор указывает, что для гипотимов характерно общее сниженное настрое-

ние с чувством неуверенности в себе и неполноценности. С детства отмечает-

ся медлительность, задумчивость, нерешительность, легкие нарушения адап-

тации в детском саду, школе. Конституциональный депрессивный стержень

усиливают властное поведение родителей и окружения, воспитание по типу

«ежовых рукавиц» или «Золушки». В детском коллективе испытывают нелов-