15

107 ческим признанием роли деонтологии в диагностическом процессе и нередко фактической ее недооценкой на практике. Существенное значение деонтологического компонента демонстрируется нашими данными, указывающими, что в 78% они были одной из ПДО. При более широком понимании деонтологии, по А.Ф. Билибину (1972, 1980), врачебное мышление является деонтологической категорией и каждая ДО обязательно является следствием определенных деонто- логических дефектов. В этом плане обоснована позиция ряда авторов ( H.N. Arkes, 1980; R.K. Riegelman, 1991), в частности врача и философа А.Ф. Билибина (1979), что «… в настоящее время врачу недостает не науки и ее методов (все это у него есть), а не хватает культуры» в широком понимании этого слова. Более 2000 лет назад греческий философ Демокрит, развивая про- блемы гносеологии, утверждал ту же мысль, которую до сих пор не могут оценить при изучении ПДО: «Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения». Таким образом, с одной стороны, улучшение деонтологической подготовки, изучение и правильное применение в диагностике диа- лектической и формальной логики, обеспечивающих всесторонний и целостный анализ заболеваний и дисциплинированность хода рас- суждений врача, а с другой – разработка и внедрение относитель- но более точных (однозначно трактуемых и мало зависящих от вра- ча специальных инструментально-технических) диагностических средств и информационных технологий могут быть определенными гарантами в превенции ДО. С диалектических позиций правомерна необходимость обоих путей оптимизации диагностики. Приоритеты здесь определяются как стоимостью затрат, так и временем их реа- лизации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy