15

3 ВВЕДЕНИЕ О диагностике заболеваний будущий врач узнает из курса про- педевтики и в ходе изучения конкретных клинических дисциплин, например, психиатрии, хирургии терапии и их субдисциплин, в ко- торых имеются некоторые свои специфические особенности этого процесса. Следует понимать, что, безусловно, существуют и общие проблемы диагностического процесса, не изучаемые в каждой из клинических дисциплин, которые их объединяют, и их игнориро- вать, как и недооценивать, бессмысленно и просто вредно для вра- чебной деятельности. С философских позиций, деятельность всякого человека (и человече- ства в целом) определяется двумя предельно широкими явлениями: познанием действительности и ее преобразованием. Профессиональная деятельность (здесь и далее речь будет идти преимущественно о кли- нической части врачебной деятельности) как частный случай общече- ловеческой в познавательном (гносеологическом) плане представля- ется как единство общетеоретического итога всей медицинской науки на определенный момент и непосредственной каждодневной эмпири- ческой ее части, которая называется распознаванием болезней (или диагностикой) и их преобразованием (лечебно-профилактической работой). Качество врачебной деятельности (здесь и далее мы будем касаться преимущественно диагностической ее части) – не только профессионально, но и социально значимое явление в силу прямого его влияния на объект познания – на человека, как правило, находя- щегося в период заболевания в «ущербном» состоянии. В этой общеврачебной проблеме ( errologia medica ) как учении о врачебных, в частности диагностических (и одновременно гносео- логических) ошибках и их происхождении, отмечается ряд диссо- циаций. 1. Появление «медицины, основанной на доказательствах», на- правленной в основном на решение вопросов качественности (эффек- тивности) медикаментозной терапии заболеваний, никак не коснулось

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy