15

32 насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны в значительной степени противоречить господствующим в обществе нравственным представлениям. Вообще, судебные, иные правоприменительные органы активно обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, например, чтобы правильно понять такие встре- чающиеся в правовых актах термины, как «оскорбление чести и достоинства», «моральный ущерб», «дерзость», «цинизм», «надру- гательство» и т.д. Некоторые правовые нормы непосредственно за- крепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. К ним относятся многие нормы уголовного права и иные нормы, за- прещающие совершать вредные для общества и человека действия. В области здравоохранения интеграция нравственных норм в правовую систему должна быть наиболее выраженной. В случаях несоответствия между ними общество оказывается вовлеченным в остро негативный процесс разрушения его основ в результате откро- венной дегуманизации отношений в одной из самых гуманных об- ластей его жизни. Вполне естественно, что этические нормы в медицине претерпева- ли изменения, обусловленные развитием как общественных отноше- ний, так и самой отрасли. Но при этом их сущность, филантропиче- ская направленность, гуманистическая основа на протяжении более чем двух прошедших тысячелетий практически не изменились. Одной из наиболее сложных этических проблем в медицине яв- ляется проблема вознаграждения, что объясняется ее выраженной субъективностью и отсутствием действенных, эффективных вариан- тов внеэтического (формального) контроля. Уже в античности мы можем наблюдать два диаметрально про- тивоположных подхода к указанной проблеме, существовавших в медицинской среде. Первый из них свидетельствует об особом пристрастии врачей к деньгам. Эта неблаговидная черта нашла свое отражение в произведе- ниях искусства – греческих комедиях, где врачей вообще ставят в один

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy