15

34 С течением времени на смену религиозному приходит экономико- правовой принцип регулирования врачебной деятельности. Эта трансформация имеет под собой, прежде всего, социально- экономическое обоснование. В Средние века в Европе медицинское сообщество было представлено людьми отнюдь не знатного проис- хождения, доходы которых полностью определялись их профессио- нальной деятельностью. Дальнейшие изменения общественных отношений, сопровождав- шихся социализацией общества, хорошо видны на примере Фран- цузской революции. Один из прожектёров революции – Сабаро де Л'Аверньер – выразил следующую точку зрения: «Душа не должна рассматриваться отдельно от одушевленного тела, и если верховные служители священного престола почитаются и чувствуют со стороны государства надлежащее уважение, необходимо, чтобы те, кто зани- мается вашим здоровьем, также получали содержание, достаточное для того, чтобы быть сытым и оказывать вам помощь. Они – ангелы- хранители целостности ваших способностей и ваших чувств». Из этого следовало, что врачу не нужно будет более требовать гонорара у тех, кого он лечит; помощь больным будет бесплатной и обязатель- ной – народ обеспечит это как одну из своих священных задач, а врач при этом не более чем инструмент (М. Фуко, 1998). Эта идея, высказанная в конце XVIII века, оказалась весьма пло- дотворной. На сегодняшний день в каждой стране мира есть системы государственного и муниципального здравоохранения, обеспечивае- мые налоговыми поступлениями. Подразумевается, что врач, рабо- тающий за счет средств налогоплательщиков, получает доходы до- статочные, чтобы не быть заинтересованным в получении гонораров от своих пациентов. В такой системе отношений заключен глубокий смысл, состоящий как в поддержании социальной справедливости, так и в реализации права человека на здоровье и жизнь. ВРоссийскойФедерации абсолютно доминируют именно государ- ственная и муниципальная системы здравоохранения, находящиеся на содержании у налогоплательщиков. Следуя принципу, заложен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy