15

50 Исходя из этого, и следует полагать, что в широком понимании существуют всего два вида врачебных ошибок: диагностические и лечебные. Под диагностические как их подвариант подпадают и про- гностические, а профилактические (как первичная, так и вторичная профилактика) есть подвариант преобразований лечебных, как и оперативно-тактические. Строго говоря, лечебный процесс по отно- шению к какой-то нозологии является одновременно профилактиче- ским по отношению к другой, и наоборот, любое профилактическое мероприятие несет в себе и лечебные начала, так что их подразделе- ние несколько искусственно. Что касается организационных ошибок (нет приборов, инстру- ментов, лекарств, врача на месте и т.д. и т. п.) и ошибок в оформле- нии документации (что-то упущено, перепутано или утеряно и т.д.), то они существуют не сами по себе, а как элемент диагностическо- го или лечебного процесса, опять-таки отражая совместно или по- рознь неправильные (ошибочные) мысли и/или действия врача или врачей. Разные исследователи вкладывают различный смысл в понятия технические и организационные дефекты медицинского производ- ственного процесса . Под первыми следует понимать отсутствие или недостаточность (или некачественность) материально-технической базы и взаимосвязи её подразделений, что, как правило, находится в компетенции различных уровней администрации больниц. Под вто- рыми – недостаточное, неточное использование имеющихся ресурсов лечебного учреждения, включая и дефекты по ведению медицинской документации, что преимущественно находится в компетенции ле- чащих врачей. Можно допустить относительную самостоятельность деонтоло- гических ошибок. Однако очевидно, что деонтологический потенци- ал врача (внимательность, доброта, заботливость и т.д.) существуют не как самоцель или способ самоудовлетворения личности врача, хотя последнее и возможно. В профессиональной деятельности вра- ча это, скорее, очень важный элемент (или компонент) в решении

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy