15
51 диагностической и лечебной задач. Богатейший опыт медицины по- казывает, что получение полной информации о больном и его забо- левании крайне затруднительно при отсутствии взаимопонимания (комплайенса) между больным и врачом, равно как и исполнение лечебно-профилактических мероприятий. Поэтому деонтологиче- ский компонент имеет прагматическое значение как в позитивном, так и негативном отношении. В последнем случае он рассматрива- ется как ошибка врача, имеющая моральные, юридические или иные последствия или в ряде случаев не имеющая их. С клинической и моральной позиций врачебная ошибка может классифицироваться по многочисленным критериям, которые тре- буют обсуждения. Например, у клиницистов принято все заболевания делить по степени тяжести . Возможно, что такая же количественная оцен- ка применима и к ошибке врача. Например: незначительная, суще- ственная и грубая. Следует только четко определить, что понимать под каждым из этих терминов. Как и всякое явление, врачебная ошибка имеет причины , изучение которых необходимо для их превенции. Врачебную ошибку можно оценивать как не имеющую и имею- щую последствия . Если последние есть, то они могут одновременно или раздельно характеризоваться с клинической, социальной, мо- ральной, юридической и других позиций, наказуемость или ненака- зуемость за которые также имеет профилактическое значение. Вопрос о преступном или непреступном содержании врачебной ошибки следует только после установления самого факта её суще- ствования. Более того, он не может быть компетенцией какой-либо одной стороны (врачей, в частности судебных медиков, пациентов, административных органов, юристов и т.д.) во избежание односто- роннего и корпоративного подхода. С клинической и методологической точек зрения, врачебная диагностическая ошибка может классифицироваться по ряду крите- риев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy