15
87 Нарушения диалектического характера (тенденциозность, односторонность или игнорирование) в распознавании заболева- ния устанавливались на конкретно-чувственной ступени познания (получение информации о заболевании) и на абстрактной ступени познания. В первом случае это могло быть в результате непрофес- сионального (физического) несовершенства органов познания или в результате профессионального (методического) несовершенства ор- ганов познания, выражающегося в недостаточности (неумении) по- лучения информации при проведении обследования больного анам- нестическими, физикальными и лабораторно-инструментальными методами. Во втором случае дефекты на абстрактной ступени познания, устанавливались тогда, когда они проявлялись в виде неверной трактовки информации в результате нарушения или неправильного применения законов и правил мышления диалектико-логического характера, в частности, игнорирование законов (единства и борьбы противоположностей, количественно-качественных изменений, от- рицания отрицания, развития, или историзма, всесторонней связи предмета и явления, конкретности истины и др.) и нарушения в соот- ношении категорий: общих (причина и следствие, сущность и явле- ние, форма и содержание, возможность и действительность и др.) или частных (норма и патология, этиология и патогенез, функциональное и морфологическое, социальное и биологическое и др.). Деонтологические дефекты устанавливались по следующим крите- риям: невнимательность – тогда, когда имелось упущение демонстра- тивного факта в картине заболевания; небрежность – были упущены целые блоки сведений (разделы или даже весь анамнез и др.); недоста- точность опыта (подготовки) – при неумении разобраться в неорди- нарной (неклассической) ситуации у больного; самоуверенность – при наличии противоречивых данных, когда имелась опора на более зыб- кие и эфемерные, т.е. отсутствовала критичность мышления; неуверен- ность – при наличии целого ряда подстраховочных диагнозов и частой смене лечебной тактики; «узость» специалиста – при нераспознании
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy