1.indd

ных, регуляторных особенностей и приспособительных возмож­ ностей организма; календарный - определяется по известной дате рождения; костный - определяется по состоянию костного ске­ лета исследуемого объекта, преимущественно по рентгенологи­ ческим данным, сопоставляемым со средними данными о сроках формирования и развития ядер окостенения; морфологический - оценивается по морфологическим признакам: вес тела, рост, со­ стояние зубов, степень окостенения скелета, развитие вторич­ ных половых признаков, степень эластичности и морщинистости кожи, состояние волосяного покрова и др; 2) - конкретная стадия (период) биологического и социально-психологического разви­ тия личности, например, грудной, дошкольный, зрелый, пожи­ лой возраст и т.п. Возраст пенсионный (retirement age) - самый ранний возраст после периода профессиональной деятельности, когда становится возможной выплата полной пенсии по старости (возрасту). Возраст хронологический календарный (chronological age) - возраст, измеряемый числом прожитых лет, обычно выражаемый как возраст к последнему дню рождения. Возрастная структура населения (age structure) - харак­ теристика населения по возрастным группам, поколениям, ко­ гортам, которая создает базу для демографического, социаль­ ного и экономического анализа. Группы могут иметь годичные, 5- и 10-летние интервалы, поколения распределяют население на детей (0-14 лет), взрослых (15-59 лет) и пожилых (60 и стар­ ше). Периодизация жизненных циклов у разных авторов име­ ет различные основания. Так, ученый-демограф Б.Ц. Урланис в основу классификации положил участие индивидуума в обще­ ственно полезном труде: дорабочий период (ясельный возраст до 3 лет, детсадовский возраст - 3-6, школьный возраст - 7-15); рабочий период (юность - 16-24, зрелость - 25-44, поздняя зре­ лость - 45-59); послерабочий период (пожилые люди -64, старые - 65-74, очень старые - 75-85, престарелые - 85 лет и старше). Американский исследователь И. Алан предложил интерпрета­ цию фаз жизненного цикла, включающую социологические и психологические комментарии. Польские социологи делят воз­ раст человека по отношению к росту его образовательного уровня и трудовому пути. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy