Untitled-2 finished.indd

по звучанию слогов (да-та-да-да-та-та), простые и сложные слова (дом, работа, водопровод, полководец, стратостат). Учитывается способность правильно, без ошибок воспроиз­ водить предложенные серии. Исследование понимания речи. Испытуемому предла­ гается ряд заданий, подразумевающих понимание простран­ ственных отношений между предметами (положите ручку под книгу, на книгу, справа от книги; положите тетрадь в книгу, но под ручку). Кроме того, задается ряд вопросов, рассчитанных на понимание отношений между понятия­ ми (Чем отличается отец брата от брата отца?) и временных последовательностей (Я позавтракал после того, как прочи­ тал газеты. Что я сделал раньше?). Учитывается способность правильно выполнять задания и понимать суть вопросов. Перечисленные пробы нацелены на выявление централь­ ных речевых нарушений. Выделяют следующие симптомы таких нарушений: персеверации - многократное повторение одного и того же слова или оборота речи и невозможность подобрать не­ обходимые слова для продолжения речи; парафазия - замена в речи звуков (литеральная парафа­ зия) или целых слов (вербальная парафазия) на другие; аграмматизм - испытуемый путается во временах и па­ дежах, ему трудно пользоваться предлогами; аномия - трудно подбирать нужные слова, испытуемый пытается заменить их синонимами, что приводит к косно­ язычию и замедлению речи; эхолалия - непроизвольное повторение испытуемым слов за экспериментатором или другими окружающими ли­ цами; «речевой эмбол» - произношение и повторение больным только сохранившихся единичных слов или слогов;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy