Untitled-2 finished.indd
по звучанию слогов (да-та-да-да-та-та), простые и сложные слова (дом, работа, водопровод, полководец, стратостат). Учитывается способность правильно, без ошибок воспроиз водить предложенные серии. Исследование понимания речи. Испытуемому предла гается ряд заданий, подразумевающих понимание простран ственных отношений между предметами (положите ручку под книгу, на книгу, справа от книги; положите тетрадь в книгу, но под ручку). Кроме того, задается ряд вопросов, рассчитанных на понимание отношений между понятия ми (Чем отличается отец брата от брата отца?) и временных последовательностей (Я позавтракал после того, как прочи тал газеты. Что я сделал раньше?). Учитывается способность правильно выполнять задания и понимать суть вопросов. Перечисленные пробы нацелены на выявление централь ных речевых нарушений. Выделяют следующие симптомы таких нарушений: персеверации - многократное повторение одного и того же слова или оборота речи и невозможность подобрать не обходимые слова для продолжения речи; парафазия - замена в речи звуков (литеральная парафа зия) или целых слов (вербальная парафазия) на другие; аграмматизм - испытуемый путается во временах и па дежах, ему трудно пользоваться предлогами; аномия - трудно подбирать нужные слова, испытуемый пытается заменить их синонимами, что приводит к косно язычию и замедлению речи; эхолалия - непроизвольное повторение испытуемым слов за экспериментатором или другими окружающими ли цами; «речевой эмбол» - произношение и повторение больным только сохранившихся единичных слов или слогов;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy