Untitled-2 finished.indd

грамматические конструкции правильны. Иногда такая афазия проявляется отсутствием всех видов экспрессивной речи. При этом сохраняется понимание обращенной речи и чтение про себя. Очаг поражения локализуется в нижних отделах задней центральной извилины доминантного полу­ шария. В основе акустико-гностической (сенсорно-акусти- ческой) афазии лежит нарушение фонематического слуха (различения произносимых пациентом и окружающими звуков на слух). Может наблюдаться полная утрата пони­ мания речи. Больные не всегда сразу осознают у себя на­ личие речевого расстройства. Речь напоминает «словесную окрошку» из-за обилия литеральных и вербальных парафа­ зий, аграмматизмов, беглость речи не нарушена. При этом повторная речь испытуемого может быть и сохранена: он может повторить слово за экспериментатором, но не знать, что оно означает. В некоторых случаях не различаются на слух тембр голоса, интонация речи, не дифференцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги и т.д. Возни­ кает при поражении задних отделов верхней височной изви­ лины доминантного по речи полушария («зона Вернике»). При акустико-мнестической (сенсорно-амнестической) афазии основным дефектом является неполноценность слухо-речевой памяти. Поэтому больной плохо понимает длинные, сложные фразы вследствие неспособности удер­ жать услышанное в памяти. В более грубых случаях дефект слухо-речевой памяти может проявляться нарушением по­ вторения сложных слов. Произносительных нарушений речи не отмечается, повторение за врачом слов не нарушено, речь достаточно выразительная. В то же время страдает функция номинации, т.е. больной не может вспомнить названия пред­ метов, пытается в речи заменить их описаниями предназна

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy