Untitled-2 finished.indd

адрес. Перечисленные задания рассчитаны на выявление у испытуемого аграфии - нарушения способности писать правильно по смыслу и форме при сохранной двигательной функции руки. Аграфия нередко бывает вторичной по от­ ношению к афазии. О чистой аграфии можно говорить только в том случае, если афазия у испытуемого отсутствует. Та­ кая аграфия обусловлена поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария. 2.6. Нейропсихологическое исследование нарушений чтения Испытуемому предлагается сначала распознать отдель­ ные буквы, напечатанные разными шрифтами, «зашумлен­ ные», т.е. слегка заштрихованные и перевернутые буквы (прил. 1, рис. 9 - 10), затем прочесть небольшой текст. Дан­ ные задания направлены на выявление у пациента алексии, т.е. нарушения функции чтения. Выделяют литеральную алексию, состоящую в полной неспособности или сниже­ нии способности пациента распознавать отдельные буквы, и вербальную алексию, состоящую в нарушении способно­ сти понимать смысл слов и фраз. Алексия возникает при по­ ражении затылочных отделов мозга. Естественно, говорить об алексии можно лишь в том случае, если испытуемый из­ начально грамотен. Кроме того, необходимо исключить другие причины, могущие повлиять на способность паци­ ента читать вслух (нарушения зрения, звукопроизношения). 2.7. Нейропсихологическое исследование нарушений счета Испытуемому предлагается прочесть, назвать и написать разные числа, произвести автоматизированные счетные операции (например, проверяется знание таблицы умно­ жения), даются задания на сложение и вычитание одно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy