Untitled-2 finished.indd
узнавать предметы на ощупь при отсутствии нарушений чувствительности (тактильной и проприоцептивной). Раз личают тактильную предметную агнозию, состоящую в нарушении определения на ощупь величины, формы пред мета и его функционального назначения, и тактильную аг нозию текстуры объекта, характеризующуюся неспособ ностью определить путем ощупывания качество материала, характер поверхности предмета, его плотность. Нарушения тактильного гнозиса наиболее часто возникают при дву стороннем поражении средних и верхних отделов задней центральной извилины. Существуют также данные о воз можности их возникновения при поражениях в области надкраевой извилины теменной доли доминантного полу шария и мозолистого тела. Нейропсихологическое исследование нарушений схе мы тела. Испытуемому предлагают показать части собствен ного тела (например, левую руку, правую ногу, различные пальцы рук, части лица), а также части тела экспериментато ра, в т. ч., когда он находится в позе, затрудняющей опозна ние частей его тела (например, показать правую руку экспе риментатора, скрестившего руки на груди, или правую ногу экспериментатора, сидящего в позе «нога на ногу»). Прово дятся пробы Хеда: испытуемый должен коснуться левой рукой правого уха, а правой рукой - левого уха, сначала по вербальному заданию, а затем по зрительному примеру экс периментатора. Кроме того, предлагается повторить за экс периментатором определенные положения кистей рук по отношению друг к другу (например, кисти располагаются перпендикулярно друг другу), положения пальцев рук (на пример, жесты «о'кей», «кукиш» и т.п.). При наличии у ис пытуемого объективных двигательных нарушений (парезов, параличей) ему предлагается показать, какая конечность (конечности) у него парализованы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy