000131

ного воздействия на плод, женщине во время беременности не разре­ шалось убивать никакую живность, запрещалось смотреть на людей с физическими недостатками. Подобные предосторожности соблюда­ лись и у других народов, в частности у русских, марийцев, чувашей, мордвы, латышей, карелов. Беременность женщины всегда сохранялась в тайне как можно бо­ лее длительное время, чтобы уберечь как мать, так и плод от возмож­ ного сглаза, порчи. Чтобы оградить себя от злых сил, женщины но­ сили на шее ладанки, крестики, железные предметы, например клю­ чи. Окружающим рекомендовалось воздерживаться от споров, пре­ реканий с беременной, не завидовать ей, по возможности меньше говорить об ожидаемом ребенке, чтобы не навлечь дурных послед­ ствий. В свою очередь и будущая мать должна была сохранять до­ брые отношения со всеми, стараться быть ласковой, обходительной в словах, быть осторожной в поступках и мыслях. И все это с целью оградить в первую очередь жизнь ребенка. В свете современных ме­ дицинских знаний о развитии плода в утробе матери, влиянии психо­ логического и физического состояния женщины на будущего ребенка многие охранительные меры, предпринимаемые в прошлом женщи­ нами, уже не кажутся столь наивными и простыми. В целях сохранения жизни ребенка большинство удмурток осте­ регались заблаговременного приготовления всего необходимого для новорожденного, обычно ограничивались шитьем рубашки и несколь­ ких пеленок. Любопытно, что это суеверие оказалось «живучим», и даже сегодня многие молодые женщины по совету старших не за­ пасаются большим количеством детских принадлежностей до родов. Любовное, трепетное отношение удмуртов к детям отмечали и до­ революционные исследователи: Г.Е. Верещагин писал, что удмурты счастье полагают только в детях, особенно в сыновьях, поэтому у кого есть дети, тот считает вправе называть себя счастливым, довольным судьбой. Считалось, чем больше детей, тем больше эту семью любят боги. В возрасте 15-17 лет родители начинали психологически гото­ вить своих детей к семейной жизни, как к очень ближайшей перспек­ тиве. Воспитание совершеннолетней молодежи не прекращалось, про­ должалось дальше, но при этом регулирующую и контролирующую

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy