148

37 го сохранять молоко для сцеживания и кормления ребенка даже при смешанном вскармливании. С возрастом у ребен- ка развиваются механизмы адаптации и вероятность аспира- ции уменьшается. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Тренировку речи начинают в раннем возрасте (1–2 года) до появления осознанной речи, пока еще не установились патологические навыки, связанные с расщелиной нёба. За- нятия сводятся к подбору игр и упражнений, укрепляющих дыхательную систему и приучающих детей глубоко ды- шать. В период формирования речи, начиная с 4–5 лет, ло- гопед занимается с ребенком непосредственно, приучая его к сознательным речевым движениям. Лечение заключается в тренировке речевого выдоха, фи- зическом развитии органов речи и выработке правильной речевой артикуляции. Систематически проводимая доопера- ционная речевая терапия позволяет добиться больших успе- хов у больных с любой формой расщелины, не применяя об- тураторы или какие-либо ортопедические аппараты. Таким детям после операции необходимо закрепление приобретен- ных речевых навыков, что сокращает длительность сроков обучения. Для ребенка важен не только хороший уход, но и пра- вильное речевое общение с первых недель жизни. Своевре- менное и правильное формирование речевых и интеллекту- альных навыков способствует их развитию. Особенно важно это и для детей первого года жизни. При расщелинах губы и нёба звуки приобретают носовой (назальный) оттенок, кото- рый грубо нарушает внятность речи. В большинстве случаев страдает не только звуковая сторона речи, а имеется более

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy