148

39 комплексные исследования, консультации, семинары, ин- дивидуальные занятия и т.д.), направленные на повыше- ние психологической компетентности. Необходимость этой формы работы вызвана стремлением избежать превращения психологической службы в «скорую помощь» или «стол за- казов», выполняющие только порученные задания, чтобы психолог мог владеть психологической ситуацией. При рождении ребенка с расщелиной верхней губы и нёба возможно нарушение правильного развития мышц, участвующих в произношении звуков, а также часто страда- ет слаженная работа всего артикуляционного аппарата. Кро- ме того, в более старшем возрасте наличие косметического дефекта на лице приводит к затруднению общения в коллек- тиве и появлению различных неврозов (неправильное пове- дение, излишняя раздражительность, расстройство сна, заи- кание). Из-за недоразвития речи, а иногда и вследствие сни- жения слуха у детей часто развивается застенчивость, неу- веренность в себе. У некоторых детей уже в 3–4 года появ- ляется чувство неполноценности. Одни дети становятся зам- кнутыми, плаксивыми, другие – наоборот, очень раздражи- тельными, агрессивными. Неврозы у детей возникают также в трудной жизненной ситуации: в новом коллективе, на экза- менах. Чаще всего дети в связи с недоразвитием речи имеют задержку интеллектуального развития. Вследствие затруд- ненного речевого общения со сверстниками и окружающи- ми у ребенка ограничен общий запас знаний, страдает па- мять, в начальный период обучения может быть затруднено овладение чтением, письмом или математикой. Для предупреждения психических нарушений необхо- димо внимательно следить за здоровьем ребенка, его физи- ческим развитием, правильно воспитывать его в семье, из-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy