deontologich_kult.indd

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с «Примерной программой по дисциплине латин­ ский язык и основы терминологии» (Москва, 2002) преподавание дан­ ной дисциплины направлено на решение нескольких задач. Професси­ ональная задача включает терминологическую подготовку будущих специалистов, «способных сознательно и грамотно применять медицин­ ские термины на латинском языке, а также термины греко-латинского происхождения на русском языке». Общеобразовательная задача заклю­ чается в формировании представления об общеязыковых закономерно­ стях через изучение явлений латинского языка. В то же время перед дисциплиной стоит задача общекультурного развития и нравственного воспитания студентов, которая «реализуется путём включения в учеб­ ный материал специально отобранных крылатых выражений, пословиц и поговорок». На ее решение и направлено данное учебное пособие. Как известно, под нравственностью понимают совокупность принци­ пов или норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу, а также к обществу и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой мнения всего общества или определенного его клас­ са. Этика обычно определяется как философская наука о морали (нрав­ ственности). Сложившаяся учебно-академическая традиция понимает под этикой преимущественно область знания, а под моралью, или нрав­ ственностью, - её предмет, но термины «этика», «мораль», «нравствен­ ность» в педагогическом аспекте могут считаться взаимозаменяемыми. Деонтология (от греческих слов deon - «долг» и logos - «уче­ ние») - учение о долге врача, его профессиональном поведении, со­ вокупности этических норм, необходимых для выполнения про­ фессиональных обязанностей. Профессия врача требует высокой этико-деонтологической культуры. Все выдающиеся деятели медици­ ны подчёркивают, что одни знания не делают человека врачом, не мо­ жет стать хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком. На I всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонто­ логии в 1969 году академик Б.В. Петровский обратил внимание на то, что деонтологию следует преподавать на всех кафедрах, причём обя­ зательно со своих специфических для каждой медицинской специаль­ ности позиций. С учётом данного мнения, следует отметить, что не 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy