deontologich_kult.indd

ЗАНЯТИЕ 12 Тема. Родительный падеж множественного числа. Учебная цель. Формирование навыков употребления в составе терминов существительных и прилагательных в форме родительного падежа множественного числа. Воспитательная цель. Воспитание человеколюбия, сострадания, уважения к людям. 1. Aliena vitia in oculis habemus, a tergo nostra sunt. - Чужие недо­ статки замечаем, свои позади оставляем. (Чужие пороки у нас перед глазами, а свои за спиной). В басне Эзопа «Две сумы» говорится: «Прометей, вылепив людей, повесил каждому на плечи две сумы: одну с чужими пороками, дру­ гую с собственными. Суму с собственными пороками он повесил за спину, а с чужими - спереди. Так и получилось, что чужие пороки лю­ дям сразу бросаются в глаза, а собственных они не замечают». 2. Ouod non vetat lex, hoc vetatр ё п pudor. - Чего не запрещает за­ кон, то запрещает делать стыд. 3. Oui seminat mala, metet mala. - Кто сеет плохое, будет жать плохое. 4. Praemia cum poscit medicus, Satan est. - Если врач требует воз­ награждения, то он сатана. 5. Est modus in rebus, [sunt certi denique fines] (Гораций). - Есть мера в вещах, [всему есть определённые пределы]. 6. Ne noceas, sijuvare nonpotes. - He навреди, если не можешь помочь. 7 . 1)1сёге non estfacёre. - Сказать - ещё не значит сделать. 8. Dum spiro, spero. - Пока дышу, надеюсь. 9. Nemo judex in causa sua (in propria causa). - Никто не судья в собственном деле. 10. Oui totum vult, totum perdit. - Кто всего хочет, тот всё теряет. (Т.е. кто хочет слишком многого, остаётся у разбитого корыта.) Задание 1. Прочтите текст. Какое латинское изречение могло бы послужить эпиграфом к нему? Каково ваше отношение к этому изречению? В книге «О самовоспитании врача» Е.А. Вагнер и А.А. Роснов- ский рассказывают об одном из крупнейших клиницистов конца XIX века, пользовавшемся вполне заслуженной популярностью: «К сожа­ лению, он отличался очень тяжёлым характером и корыстолюбием.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy