deontologich_kult.indd

ЗАНЯТИЕ 1 Тема. Долгота и краткость слога. Ударение. Учебная цель. Формирование навыков постановки ударения. Воспитательная цель. Формирование представления о трудолюбии врача. 1. Ne discere cesses. - Не прекращай учиться. 2. Nemo sine vitiis est. - Никто не бывает без недостатков. 3. Errando discimus. - Мы учимся на ошибках. 4. Labor corpus firmat. - Труд укрепляет тело. 5. Орёга et studio. - Трудом и старанием. 6. Те hominem esse memento. - Помни, что ты человек. 7. Levat lassitudinem etiam laboris mutatio (Цельс). - Уменьшает усталость даже перемена работы. 8. Summum bonum cumulatur ex integritate corporis et ex mentis rationepefecta (Цицерон). - Высшее благо достигается на основе пол­ ного физического и умственного здоровья. 9. Valetiido bonum optimum. - Здоровье - наилучшее благо. 10. Non est vivere, sed valere vita. - Жизнь не в том, чтобы суще­ ствовать, а в том, чтобы быть здоровым. Задание. Иллюстрациями к каким латинским афоризмам могут служить при­ ведённые ниже цитаты? Согласны ли вы с этими высказываниями? 1. Известный ленинградский хирург Иван Иванович Греков, уже будучи в преклонном возрасте, на вопросы о том, когда же он отды­ хает, неизменно отвечал: «В работе отдыхаю, в труде черпаю силён­ ки...» [3, с. 20]. 2. Крупнейший клиницист-терапевт первой трети XIX в. М.Я. Му- дров часто повторял: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончив­ ших свою науку», которая «так обширна..., что целая жизнь для неё недостаточна» [2, с. 6]. 3. Знаменитый московский врач первой половины XIX в. Ф.П. Гааз одним из первых высказал мысль, что медицина - это важнейшая про­ изводительная сила, помогающая сохранить здоровье и трудоспособ­ ность людей, их бодрость и оптимизм. «Медицина - царица наук. Она царица не потому, что жизнь, о которой она заботится, - вещь столь 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy