deontologich_kult.indd

ЗАНЯТИЕ 20 Тема. Словообразование. Греко-латинские дублеты (таблица). Учебная цель. Ознакомление с новыми ТЭ. Формирование навы­ ков перевода и анализа терминов. Воспитательная цель. Воспитание человеколюбия, уважения к людям, сострадания, чуткости. 1. Prius quam incipias consulto. - Прежде чем начать, обдумай. 2. Alia commitenda, alia celanda. - Об одном следует говорить, о другом - молчать. 3. Ouot homines, tot sententiae. - Сколько людей, столько и мнений. 4. Facit experientia cautos. - Опыт (горький опыт) делает [людей] осторожными. 5. Bona fide; mala fide. - Добросовестно, искренне; недобросовест­ но, неискренне, нечестно. Можно говорить или действовать bonafide, считать кого-либо bona fide, т.е. добросовестным, искренним, достойным bona fides (доброй веры, доверия). Это понятие, переводимое как «добросовестность», было очень важным для римлян, поэтому с конца республиканского периода, фиксируя волеизъявление лица, к традиционным юридиче­ ским формулам добавляли слова «ех fide bona» - «с добрыми (честны­ ми) намерениями». 6. Cave, quid dicas, quando et qui. - Смотри, что говоришь, когда и кому. 7. Docere omnes ambiunt, doceri paene nulli. - Поучать стремятся все, быть поучаемым - почти никто. 8. Praesente medico nihil nocet. - В присутствии врача ничто не вредно (т.е. в присутствии врача больному всё дозволено). 9. Cibi, potus, somni, venus, omnia moderata sint. - В пище, в питье, во сне, в любви - во всём следует знать меру. 10. Cum recte vivas, пе cures verba malorum. - Если живёшь честно, не обращай внимания на слова дурных [людей]. Задание. Прочтите текст. Какое латинское изречение могло бы послужить эпиграфом к нему? Врач обязан щадить психику больного. Это положение является элементом деонтологии. Ещё Гиппократ призывал врачей всё делать спокойно и умело, чтобы больной мало замечал, что ты делаешь....

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy