deontologich_kult.indd

Но главное - оставить больного в неведении относительно того, что ему угрожает. В книге «Врачебная этика и медицинская деонтоло­ гия» А.А. Грандо подчёркивает, что «во время осмотра больного и разговора с ним врач не должен проявлять свои отрицательные эмо­ ции. Как бы он ни был поражен неожиданными обстоятельствами, от­ крывшимися во время обследования больного или в процессе тече­ ния болезни, он не должен этого показывать больному. Односложные и многозначительные восклицания типа: «О-го!», «У-гу!», «М-да!» и т. п. - пугают больного и могут быть источником ятрогений. Ведь больной прислушивается не только к словам, но и к оттенку голоса врача, старается прочесть свой приговор в его глазах. ... Очень легко отнять у больного надежду случайно брошенной фразой. ... Разумеется, каждый понимает, что вечной жизни нет. Но жить в ожидании смерти - мучительно. Как писал О. Генри, «плохо, когда больная считает фаэтоны в своей похоронной процессии, гораздо луч­ ше, если она интересуется, какие нынче в моде причёски» [4, с. 154]. А.А. Грандо приводит примеры травмирующих и бестактных вы­ ражений, которые можно порой услышать от врачей: «Вам необходи­ мо срочно лечь в больницу»; «Положение ваше очень серьёзное»; «За­ болевание ваше почти неизлечимо»; «Болеть вам придется очень дол­ го»; «Ваши сосуды склерозированы»; «Ну и попотели же мы на вашей операции»; «Голубчик, у вас же давление 200 на 100! Как же вы може­ те заснуть?» (Это в ответ на просьбу больного дать ему какое-нибудь снотворное лекарство); «Такая молодая и... такая больная!»; «И как вы вообще живёте с таким сердцем?»; «Сердце ваше дряхлое»; «Ваше сердце старше вас» и т. п. [4, с. 154, 156]. В книге «Врач и больной в стоматологии» Ю.И. Вернадский и Г.П. Вернадская отмечают следующие совершенно недопустимые для врача-стоматолога вопросы и замечания: «К сожалению, корни очень изогнуты!»; «А коронка-то у Вас совсем слабенькая, боюсь - сломает­ ся»; «Да..., зуб тяжёлый. Здесь придется поработать»; «У Вас очень за­ пущенный пародонтоз...»; «Ваш зуб кто-то слишком сильно залечил. Придётся Вам и мне ещё не раз встретиться» [2, с. 49 - 50]; «У Вас корневые каналы запломбированы плохо»; «В канале корня сломана игла»; «Кто сделал этот отвратительный протез?»; «У Вас очень боль­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy