deontologich_kult.indd
шая киста»; «Вам сделали ненужную операцию»; «Кто и когда произ вел эту безобразную операцию?». (Кстати, однажды на последний во прос, заданный на консультации в одной столичной клинике, больной ответил: «Операцию сделали Вы, профессор, три года назад»). Все эти и им подобные замечания и вопросы не только травмируют психику больного, но и снижают престиж врача, уважение к нему обследуемо го больного [2, с. 26]. Авторы вспоминают: «Один из наших коллег, собирая анамнез, на пускал на себя гипертрофированную важность, вид загадочно и весь ма глубоко размышляющего человека, а завершал сбор анамнеза ино гда такими заключениями: «Да-с... Задали Вы мне задачку! Поди, раз берись в ней!» или «Болезнь у Вас сложная, а потому тут требуется хо рошо поразмыслить» и т. п. Такие фразы и тональность их невольно наводили на больных тоску. Это был очень хороший хирург, но сло вом он пользоваться так и не научился, не понял, что оно способно не только лечить, но и калечить психику больного человека. Одному из нас приходилось вести с этим врачом неприятные (для нас обоих) де- онтологические беседы» [2, с. 27]. Ю.И. Вернадский и Г.П. Вернадская рекомендуют стоматологу при собирании анамнеза «говорить с больным в мягком, благожелатель ном тоне»; «слушать больного предельно внимательно; не отрываясь смотреть ему в лицо или на то место, на которое больной указывает рукой»; «время от времени в процессе беседы делать такие репли ки: «Представляю, как Вы исстрадались!»; «Не думаю, что эта ночная боль прибавляла Вам ощущение бодрости утром!»; «Я очень сочув ствую Вам и членам Вашей семьи, так как уверен, что и они обеспо коены Вашим состоянием»; «Расскажите, пожалуйста, об этом попод робнее» и т. п. [2, с. 24, 25]. Во время лечения реплики стоматолога в адрес больного должны быть ободряющими («Вы молодец!»; «Вот и прекрасно, приближаемся к концу»; «Вам не больно, а только непри ятно, но ведь это не так уже и страшно!»; «Если будет чуть-чуть боль но, поднимите левую руку и мы добавим анестезирующий раствор» и т. п.)» [2, с. 27]. Работающий в стационаре врач, «посещая утром больных, не должен забывать поздороваться, справиться о самочув ствии каждого, отметить улучшение у выздоравливающего пациента 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy